• Онлайн: 2
Содержание
Ребусы
Наверное, каждый встречался с ребусами. Ребусы всегда привлекают внимание своим внешним видом. Это вам не судоку из одних цифр, не кроссворды и не сканворды из чёрно-белых клеточек, и тем более не текстовые загадки. Тут картинки! Они-то и привлекают, бросаются в глаза, выделяются среди других задач, и поэтому являются прекрасным видом довольно простых, но при этом популярных головоломок, разгадывать которые интересно и маленьким детям, и взрослым людям, и даже старикам.
Итак, ребусы - это рисованные загадки, в которых искомые слова или фразы «зашифрованы» в виде набора картинок и знаков.
Как их разгадывать? Вначале нужно понять, что же конкретно изображено на рисунке. Иногда это оказывается самым сложным в ребусе. Например, нарисована легковая машина. Какое слово загадано? «Машина»? «Автомобиль»? А может быть, «Нива» или «Москвич»? Или нарисована кошка. Что загадано? «Кошка»? «Кот»? А, может быть, «котёнок» или вообще «Мурзик»? Конечно, чаще всего под рисунком загадывается самое общее слово. Например, если нарисовано некое неопределённое лиственное дерево, то скорее всего загадано именно слово «дерево». Не «ясень», не «яблоня» и не «дуб». Но если нарисована именно яблоня с яблочками, то тут уже загадано скорее всего именно слово «яблоня», а никак не просто «дерево». И да, именно «яблоня», а не «айва», «антоновка» или «мельба».
В общем, думаю, что с картинками всё более-менее понятно. А вот дальше вступают в действие правила, которые позволяют «обрабатывать» загаданное рисунком слово и преобразовывать его во что-то совсем другое.
Приёмы разгадывания ребусов
Итак, есть несколько приёмов, применяемых при составлении и, соответственно, при разгадывании ребусов.
Использование запятых
Приём первый и основной – это удаление лишних букв при помощи запятых (апострофов). Если перед рисунком стоит одна или несколько запятых, то значит из названия изображения нужно удалить одну или несколько первых букв. Если запятые стоят после рисунка, то удалять буквы нужно с конца. Т.е., если изображён БАНТ без запятых, то значит используем все 4 буквы. Если перед бантом нарисован апостроф, то получается [бАНТ] = АНТ. Если запятая после банта, то получается [БАНт] = БАН. А если по одной запятой и перед и после банта, то получается [бАНт] = АН.
Запятыми можно снимать буквы в начале или в конце слова, в середине не получится. Передние запятые ставятся слева от рисунка и рисуются хвостиком вперёд, задние запятые рисуются справа от рисунка хвостиком назад. Иногда, правда, встречаются ребусы, в которых все запятые смотрят хвостом вперёд. Так делают неграмотные составители ребусов. Чтобы не путать разгадывающих ребус, передние запятые надо рисовать хвостом вперёд, а задние - назад, как на рисунке выше. Правила надо соблюдать, поэтому никаких исключений.
А бывают ещё запятые «вверх ногами», но об этом чуть ниже.
Перестановка букв
Второй приём - перестановка букв при помощи указания нужного порядка. Допустим, нарисована карета, а над или под ней написано 321456. Это значит, что буквы надо взять в указанном порядке. Получим [КАРЕТА (321456)] = РАКЕТА.
Если какая-то цифра пропущена или повторно используется, значит соответствующую букву нужно тоже либо пропустить, либо повторно использовать. Например, нарисованы шорты и порядок букв 4234. [ШОРТЫ (4234)] = ТОРТ. Такой приём неявного удаления ненужных букв не очень хорош, но вполне допустим.
Кстати, ракету из кареты можно сделать и так:
Удаление букв вычёркиванием
Ненужную букву над или под рисунком можно нарисовать зачёркнутой – значит её не надо учитывать при разгадывании ребуса. Например, [КрОТ] = КОТ. Или можно указать не саму букву, а её порядковый номер в слове. Например, [КРОТ(2)] = КОТ.
Удалять буквы вычёркиванием – не очень красивый приём, поэтому составителям его лучше не использовать.
Замена букв
Третий приём – замена букв при помощи знака равенства. Допустим, нарисован пень, и над ним написано П=Л. Значит, надо заменить букву П на Л. Получится «лень»: [ПЕНЬ (П=Л)] = ЛЕНЬ.
Или нарисован слон и над ним написано 1=К. Значит, надо заменить первую букву на букву К. [СЛОН (1=К)] = КЛОН.
Вместо знака равенства = можно использовать двойную стрелку ↔. А вообще, такая замена хоть через равно, хоть через стрелку – тоже не очень хороший приём, для ленивых, поэтому в идеале его лучше не использовать.
Использование слов-невидимок
Четвёртый приём – самое сложное в разгадывании ребусов – это неявное использование слов-связок. Допустим, нарисован овал, а внутри цифра семь. Нужно сначала догадаться, что овал – это буква «О». А раз семёрка внутри буквы О, то ребус читается как [в «О» – «семь»], то есть «восемь». Видите, у нас откуда ни возьмись появился предлог «в».
Или такой ребус: нарисованы часы с двумя правыми запятыми «ЧАсы», а за ними на заднем плане большая буква «А». Можно прочитать как [за «ЧАсы» – «А»], [«А» – за «ЧАсы»], [«ЧАсы» – перед «А»], а можно и как [перед «А» – «ЧАсы»]. Что такое ЗАЧАА, АЗАЧА, ЧАПЕРЕДА – непонятно, а вот ПЕРЕДАЧА – вполне себе нормальное слово.
В общем, можно использовать любые скрытые союзы и предлоги – «и», «к», «в», «у», «над», «под», «за», «перед», «по», «из» и другие связующие слова. На рисунке ниже показаны разные варианты применения таких слов-«невидимок».
Такие ребусы со словами-невидимками могут расшифровываться по-разному, в зависимости от того, в каком порядке брать слова. Например, на первой картинке нарисован заяц в букве «а». Можно прочитать как [в «А» – «ЗАяц»], а можно и как [«ЗАяц» – в «А»]. Первый вариант даёт слово ВАЗА, а вот второй – ЗАВА. Скорее всего, имелась ввиду именно первая расшифровка, хотя, конечно, если это составная часть большого ребуса, то может быть загадано и ЗАВА :)
- [в «А» – «ЗА
яц»] = ВАЗА. (вариант [«ЗАяц» – в «А»] = ЗАВА не подходит) - [под «К» – «
сОВА»] = ПОДКОВА. (варианты [«сОВА» – под «К»] = ОВАПОДК, [над «сОВА» – «К»] = НАДОВАК, [«К» – над «сОВА»] = КНАДОВА, а также где вместо СОВА используются слова ФИЛИН, НЕЯСЫТЬ и другие – не подходят) - [«ДО» – к «ЛАД
ья»] = ДОКЛАД (вариант [к «ЛАДья» – «ДО»] = КЛАДДО не подходит) - [на «К» - «
сЛОН»] = НАКЛОН (вариант [«сЛОН» – на «К»] = ЛОННАК не подходит) - [у «П» – «
пРЯЖКА»] = УПРЯЖКА (вариант [«пРЯЖКА» – у «П»] = РЯЖКАУП или варианты, где вместо предлога «у» используются «возле», «за» или «рядом», не подходят) - [перед «А» – «ЧА
сы»] = ПЕРЕДАЧА (варианты [«ЧАсы» – перед «А»] = ЧАПЕРЕДА, [за «ЧАсы» – «А»] = ЗАЧАА, [«А» – за «ЧАсы»] = АЗАЧА не подходят) - [за «СТРЕЛ
а»+Ь – «яЩИК»] = ЗАСТРЕЛЬЩИК
Несмотря на то, что предлоги в русском языке меняют падеж слов, к которым они относятся, в ребусах (как и в кроссвордах и других словесных задачах) все названия обычно даются в именительном падеже (за редким исключением).
Словами-невидимками могут выступать не только союзы и предлоги, но и числительные. И со словами можно даже производить математические действия. Например, [ООО] = ТРИО, [К/2] = ПОЛК, [ЯК/3] = ТРЕТЬЯК. Частенько вместо того, чтобы загадать число, повторяют несколько раз следующий за ним текст. Например, слово «СТОЛ» можно загадать как 100Л, а можно и вот так:
Комбинации из рисованных букв
Напрямую использовать в ребусе буквы, которые обозначают сами себя, не очень хорошо. Их не нужно разгадывать, и это упрощает ребус. Если уж мы используем в ребусе букву, то надо её хотя бы красиво изобразить, чтобы она стала украшением. Красивых шрифтов в интернете сейчас полно, поэтому проблем с этим быть не должно.
Но помимо отдельно стоящих букв в ребусах в качестве шестого приёма применяют комбинации из нескольких букв, используя описанный выше метод со словами-связками. Буквы часто рисуют в виде подвижных фигурок или человечков, чтобы изобразить направление движения. Тогда получается использовать такие слова-невидимки как «к», «от», «с».
Итак, рассмотрим основные такие связки:
- «Буква в букве»: [в «О» – «Л»] = ВОЛ, [«И» в «А»] = ИВА.
- «Буква у буквы»: [«З» – у «Б»] = ЗУБ, [у «Ю» – «Т»] = УЮТ.
- «Буква на букве»: [«З» на «К»] = ЗНАК, [на «Р» – «Ы»] = НАРЫ.
- «Буква под буквой»: [под «О» - «Л»] = ПОДОЛ, [под «В» - «ИГ»] = ПОДВИГ.
- «Буква за буквой»: [за «Л» – «П»] = ЗАЛП, [«ФА» за «Н»] = ФАЗАН.
- «Буква перед буквой»: [перед «Е» – «Л»] = ПЕРЕДЕЛ, [«В» перед «И»] = ВПЕРЕДИ.
- «Буква из букв»: [«В» из «А»] = ВИЗА, [из «Ю» - «М»] = ИЗЮМ.
- «Буква с буквой»: [«О» с «А»] = ОСА, [«М» и «Г»] = МИГ.
- «Буква к букве»: [«О» к «О»] = ОКО, [к «И» – «Т»] = КИТ.
- «Буква от буквы»: [«Ф» от «О»] = ФОТО, [от «Е» – «Ц»] = ОТЕЦ.
- «Буква с буквы»: [«У» с «Ы»] = УСЫ, [с «А» – «Д»] = САД, [«М» и «Н» с «К»] = МИНСК.
- «Буква по букве»: [по «Э» – «Т»] = ПОЭТ, [«Э» по «ХА»] = ЭПОХА.
Изменение порядка букв на обратный
Ещё один приём – это использование перевёрнутого изображения. Если картинка перевёрнута, значит читать буквы нужно в обратном порядке. Нарисован клоун вверх ногами, значит читать надо «НУОЛК». А если перед этим перевёрнутым клоуном написать букву В и поставить две запятые, то получим ребус [В + нуОЛК] = «ВОЛК».
Что важно: вместе с рисунком переворачиваются и запятые.
Скрытие
Чтобы часть букв загаданного рисунка скрыть, можно использовать не только запятые и вычёркивание, но реальное «скрытие». Можно скрыть часть рисунка :) А вот количество скрываемых букв - это уже придётся отгадывать. Чем больше рисунка скрыто, тем больше скрыто и букв. Например, на рисунке ниже нарисована шляпа с «отгрызенными» полями. «Отгрызено» меньше половины, поэтому от полного слова ШЛЯПА надо откусить чуть меньше половины, то есть ПА. При этом шляпа скрывает половину флюгера, значит от ФЛЮГЕР оставляем только ГЕР.
[ШЛЯ(па) + (флю)ГЕР] = ШЛЯГЕР.
Вставка
Недавно встретил ещё вот такой интересный способ – можно один рисунок разрезать другим, тогда получится, что нужно буквы «внутреннего» рисунка вставить между буквами «внешнего» рисунка.
Нарисована игральная карта. Это явно туз, только непонятно какой масти. Поэтому просто ТУЗ. Разрез несимметричный, значит режем так: [ТУ / З]. Так как череп немного не влазит, то его «хвостик» скрывается. В результате получаем [ТУ + ЧЕРЕ(п) + З] = ТУЧЕРЕЗ. Тучерезами одно время звали небоскрёбы.
Варианты ребусов
Простой ребус
Самый простой вариант ребуса – это набор картинок с запятыми перед и после. В процессе разгадывания нужно вначале понять, что изображено, затем подставить вместо рисунка буквенное значение, убрать лишние буквы, восстановить порядок букв и подразумеваемых слов-связок и, в конце концов, прочитать то, что зашифровано.
На рисунке выше загадано: [«пНИ» на («КОМАР» + «О» в «А»)] = НИНА КОМАРОВА
Это обычный простой ребус. Но можно пойти и дальше.
Двойной ребус
Можно использовать несколько видов запятых. Например, чёрные и белые. И снимать ими разное количество букв в словах. Такие двойные ребусы придумал А.Завьялов.
Соответственно, сначала надо будет прочитать, например, «чёрную» часть, а затем продолжить читать «белую» часть. Или это будут две разных загадки. Составлять такой ребус, безусловно, намного сложнее, чем обычный.
- «чёрный» ребус: [«
коЗА» + «Пни» + «чиР» + «ивА» + «ВОлк» + «дЕД» + «Е» + «ЛОгу» + «СТОл» + «яЙцо» + с «М» – «Е» + «бЛОк»] = ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО - «белый» ребус: [«КО
за» + «пНи» + «Чир» + «Ива» + «воЛк» + «деД» + «Е» + «ЛОГУ» + «стоЛ» + «ЯЙцо» + с «М» – «Е» + «бЛОк»] = КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО
Зеркальный ребус
Необычный и довольно редкий вид ребусов - зеркальный. Здесь нужно использовать зеркало. Разгадывающему даётся только одна часть ребуса, а вторую часть придётся читать в зеркале. При этом слова задом-наперёд читать не надо, они же в зеркале остаются нормальными. А вот запятые в зеркале снимают буквы совсем по-другому.
Такой ребус составить ещё сложнее, чем двойной, но ничего невозможного нет, и ниже я опишу метод создания подобных ребусов.
На картинке загадано: [«аисТ» + «плУг» + «пЛуг» + «Аист»] = ТУЛА.
Как вариант, можно составить ребус, который целиком будет читаться только в зеркальном отражении. По сложности составления он будет как и обычный ребус, да и выглядеть будет так же, но при разгадывании возникнут проблемы. Пока разгадчик не догадается, что ребус надо разгадывать, смотря в зеркало, он ничего не поймёт, потому что запятые будут снимать и, соответственно, оставлять совершенно другие буквы.
Ребус с вычитанием
Обычно в процесе разгадывания ребуса по умолчанию подразумевается, что разгаданные части ребуса соединяются вместе для образования ответа, то есть складываются или, как говорят программисты, конкатенируются.
Но можно явно использовать знаки сложения и вычитания. Тогда там, где плюс, надо будет «прибавлять» нужную, а там где минус – «отнимать» ненужную часть слова. Например, [«КОРЕНЬ» - «тЕНЬ»] = КОР. Ну и для полного комплекта, конечно, можно применять для группирования скобки. И хотя это самый натуральный «математический» ребус, называть мы его так не будем, потому что под математическими ребусами обычно понимают совершенно другое.
+ «
+ «Ь» + «С
+ («ХОДУЛИ» - «УЛИ
= С + КОР + ОЛЕ + ТО + ГОТОВ + Ь + С + ЯК + ПО + ХОД + АМ =
= СКОРО ЛЕТО, ГОТОВЬСЯ К ПОХОДАМ!
Вот ещё пример:
= МОЛО + ДЫМ + НЕ + Т + П + РЕ + ГРАД =
= МОЛОДЫМ НЕТ ПРЕГРАД
Рассыпанный ребус
Обычно ребус разгадывается линейно слева направо буква за буквой, пока не прочитается слово или текст. Но что если слоги ребуса дополнительно перемешать? Такие ребусы сродни криптограммам, а точнее являются вариантом шифра с маршрутной перестановкой. Помимо того, что нужно разгадать, что зашифровано рисунками, придётся ещё после этого восстановить их последовательность.
Сначала разгадываем картинки. [«тЕЛЁНок» + Ы]=ЕЛЁНЫ. На второй картинке Каспийское море [«МОРе»]=МОР. На третьей платье: [«пЛАТье»]=ЛАТ. Буква «Ь» маленькая, поэтому скорее всего она стоит на «Д», а не «Д» стоит под «Ь»: [«Ь» на «Д»]=ЬНАД. Шахматный конь намекает на то, что обход рисунков надо производить «ходом коня» - буквой «Г». Где начинать - неизвестно, а заканчивать надо на клетке с книгой. [«КНИГА»]=КНИГА? Странно. Ладно, потом подумаем. «П» - это «П». [«ЗУБ(231)»]=УБЗ. [«О» у «ЛУК»]=ОУЛУК. Что-то нечитаемое. Может быть, [у «ЛУК» - «О»]=УЛУКО? Тоже непонятно. Пошли дальше. [«Ь» + «ЯД»]=ЬЯД. [«ЙЗ»]=ЙЗ, [«бУБЕн»]=УБЕ, [«зАЯЦ»+Е]=АЯЦЕ.
Получаем табличку:
А теперь обратным ходом пытаемся восстановить ход коня, попутно пытаясь сцепить куски текста в нечто осмысленное. «ЕЛЁНЫ» - это скорее всего кусок от слова «ЗЕЛЁНЫЙ». Значит соединяем «УБЗ+ЕЛЁНЫ+ЙЗ». А «УЛУКО» хорошо дружит с «МОР»+«ЬЯД». Получается «УЛУКО МОР ЬЯД УБЗ ЕЛЁНЫ ЙЗ». Ничего не напоминает? :) В общем, получается «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе КНИГА!!!» И вовсе это, оказывается, не книга, а «ТОМ». Обходить клетки надо вот так:
Ребус на иностранном языке
Ребус со словами, загаданными на иностранном языке, для иностранца будет обычным ребусом, а вот для «нашего» может стать довольно сложной головоломкой. Не оттого, что разгадывающий не знаком с иностранным языком, а из-за того, что нужно вначале догадаться, что слова в ребусе не русские.
= DO YOU PLAY CHESS?
А вот так школьников учили разгадывать ребусы в журнале Костёр №3 за 1957 год:
Это было руководство, как разгадывать ребусы. Дальше можно почитать о том, как их составлять.
Ссылки
- http://rebus1.com/ - Сайт, посвящённый ребусам. Тысячи ребусов с ответами, генератор ребусов. Правила немного отличаются, от описанных мной. Часто применяются замены и вычёркивания, прямые картинки, отдельные буквы, а также куски ребусов в виде шифров замены. Поэтому не все ребусы хороши. Но в целом сайт очень хорош. (похоже, что сайт не работает уже )
- http://kvestodel.ru/generator-rebusov – Генератор ребусов
- http://kvestodel.ru/kak-razgadyvat-rebusy – Как разгадать ребусы
- https://arzamas.academy/mag/892-rebus – игра «15 старинных ребусов обо всем на свете»