Навигация

• Онлайн: 2

qr_code

Flag Counter




Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования

Яндекс
creation/prograf/vehi.txt · Последнее изменение: 27.12.2024 17:40 — nozdr

Этапы большого пути

Вехи

Было это давным-давно, ещё в прошлом веке :) Я тогда был ещё совсем мелкий, а чем занимались дошколята дома в свободное время? По телевизору тогда было особо нечего смотреть, разве что «В гостях у сказки» по субботам и «Спокойной ночи малыши» в 8 вечера. Ещё по четвергам показывали какие-нибудь убогие кукольные мультики. И всё. Поэтому мы сами придумывали, чем заняться – я обычно рисовал ракеты и самолёты, по тысячному разу собирал конструктор, играл в машинки, солдатиков, да читал «Весёлые картинки» и «Крокодил». И, конечно же, мечтал стать космонавтом или конструктором ракет.

В детстве я хотел стать Космонавтом и конструктором космических ракет

Шёл олимпийский 1980 год. Я учился в 1 классе. Однажды вечером, придя с работы, папа достал из портфеля книжку и вручил её мне со словами: «Сынок, тебе же нравятся всякие роботы и ЭВМ? Вот тебе книжка о том, как их программировать – учись, пригодится. А ещё тут есть олимпийский мишка». Роботы мне, наверное, и правда нравились. Так же, как и ЭВМ. А также самолёты, ракеты, машины и всякие прочие железки :) Книжка называлась «Программирование для всех». И стал я пытаться её читать. Как обычно дети начинают читать книжки? Сначала все рисунки рассматривают, конечно же. И вот я долистал до первых изображений и подвис.

Программа на Фортране Ослик

Там было написано, что из каких-то иностранных буковок получаются картинки. Где они получаются? Кто их там рисует? Робот что ли? Или машинка печатная печатает? А где эти буквы писать? В общем, посмотрел я на эти картинки, почитал про то, как программы писать, нифига не понял и закончил тем, что сидел и рисовал в тетрадке в клеточку звёздочками всяких лошадок и роботов. И олимпийского мишку. Так я впервые познакомился с азами ASCII-арта. А ещё в голове засело, что всё же можно давать команды ЭВМ, и она будет рисовать для меня картинки. Не важно, как и где, но можно. Это была первая веха.

Программа на Фортране Олимпийский мишка

Приблизительно в то же время (в 1-2 классе) произошла ещё пара важных событий. Папа мне подарил Кубик Рубика и принёс перерисованные из какого-то журнала схемы сборки. Мы вместе стали учиться его собирать. Ну и научились, конечно же. Ушло на это недели две. Учась собирать кубик, мне пришлось познакомиться с такими понятиями как «алгоритм», «формула», «цикл» и «коммутатор». Это была вторая веха.

Схема сборки Кубика Рубика, по ней я учился собирать Кубик

Третьей вехой была книжка «Мастерская головоломок». Из неё я узнал, что такое «криптограмма», «магический квадрат», научился делать «обход шахматной доски», решать и составлять «ребусы» и многие другие вещи. В третьем классе даже подсадил всех на шифры. Мобильников и мессенджеров тогда, естественно, не было. На уроке переписывались, передавая друг другу записки. А как сделать, чтобы никто по дороге не понял, что ты там написал? Конечно же, зашифровать!

Криптограмма. Попробуйте расшифровать, что тут написано :)

Вехи вехами, а я продолжал учиться в школе, много рисовал, собирал головоломки, шатался на улице с друзьями, ходил в кинотеатр смотреть фильмы и залипать на игровых автоматах (в основном на «Ралли» и «Морском бое»). Внезапно наступил 1986 год. К этому времени информации о всяких компьютерах в прессе уже было полно, но почему-то реально они как-то обходили меня стороной. На ВДНХ на выставке видел разные компьютеры – и большие, и маленькие, но выглядели они в целом как телевизоры с какими-то таблицами и текстами. Иногда на них были какие-то чертежи и схемы. Не очень завлекало. Иногда в журналах попадалась реклама компьютеров типа Atari, Commodore 64 и даже IBM PC/XT, но всё это казалось недоступным, как Луна, поэтому и не особо об этом мечталось.

О таком Commodore 64 можно было только мечтать

Наступили летние каникулы. Дома, как обычно, всё уже было переделано, и я пошёл на улицу гулять. Во дворе было пусто – почти все разъехались по лагерям и дачам, а я почему-то ещё нет (наверное, у родителей что-то с отпуском не срослось). Пошёл в соседний двор – там тоже никого, даже на футбольной площадке. Дошёл до самого дальнего двора на улице – и мне подфартило! Я встретил одноклассника, которому сразу же и предложил вместе потусить. А он такой: «Я ща не могу, на компьютерный кружок уезжаю». «Фига себе, а что, так можно?» – подумал я :) Короче, увязался вместе с ним. И приехали мы в кружок «Компьютер и человек». Находился он в здании неработающей церкви недалеко от м.Полянка. Туда, конечно, надо было заранее записываться и лишних мест не было, но мне разрешили поприсутствовать на занятии. Наконец-то я впервые в жизни увидел вживую компьютер, в который можно было самому потыкать!

А это тот самый первый увиденный мной компьютер Sinclair ZX-Spectrum+

Началось занятие. Учитель долго и непонятно объяснял про BASIC, про оператор FOR … NEXT, показывал какие-то примеры. В конце концов, теория закончилась и он сказал «а теперь можно попрактиковаться». Все, конечно же, ломанулись играть в игрушки :)

Lode Runner - первая игрушка, увиденная мной вживую на Спектруме

Как я потом узнал, в этом компьютерном кружке были установлены компьютеры ZX Spectrum+ фирмы «Sinclair Research». К компьютерам в качестве мониторов были подключены какие-то маленькие чёрно-белые мониторы. Походил я вокруг них, посмотрел, как пацанва играла в игрушки типа Lode Runner, и остановился у одного компьютера, на котором парнишка писал какую-то программу. Он там как раз пытался попрактиковаться в применении циклов. Написал программку в несколько строчек, которая должна была в цикле рисовать отрезки, на каждом шаге немного их сдвигая и поворачивая. Написал и запустил! И свершилось чудо! Получился красивый муаровый узор, а для меня всё сложилось!

Так вот оказывается, где и как надо было писать программы, и где и как получается результат! Это была четвёртая веха – я захотел научиться делать точно так же! Кружок на летние каникулы закрывался, и это было практически предпоследнее занятие. Вернувшись осенью, я, к великому сожалению, узнал, что из компьютерного зала кто-то затырил блоки расширения памяти, там начались разборки и приём новых слушателей не ведётся. В общем, не срослось. Зато у нас в школе установили компьютерный класс! Это был КУВТ-86 на базе ДВК-2 и БК-0010 и БК-0010.01. Правда, занятия по «Основам информатики и вычислительной техники» проводились только у старших классов, поэтому нам оставалось только облизываться.

Приблизительно так был укомплектован компьютерный класс КУВТ-86

Облизываться пришлось не долго, потому что летом 1987 школу обокрали и все компьютеры пропали. Разводить родителей на покупку компьютера типа БК-0010.01 я пытался, но штука эта была довольно дорогая, особенно если надо было дополнительно ещё монитор и всякие там кассеты. Но зато мне удалось раскрутить предков на покупку программируемого калькулятора! И это была очередная пятая веха.

Электроника МК-52

Я стал учиться программировать настоящие программы. Они, конечно, отличались от того, что можно было бы делать на компьютерах, но всё равно. На полёты на Лунолёте, охоту на ЕГГОГов и ∃ГГОГов, поиски тьмы, да и просто на написание простейших программ была потрачена уйма времени. МК-52 выгодно отличался от своих собратьев наличием энергонезависимой памяти, и можно было вечером набить программу, а на следующий день уже хвастаться в школе, просто включив калькулятор и сразу запустив программу на выполнение. Крутяк! Весь 8 класс прошёл под эгидой программирования на калькуляторе, усиленным штудированием журналов типа «Техника - молодёжи», «Наука и жизнь» и прочих публикаций в поисках статей о программировании на ПМК. Народ уже вовсю программил на Амигах, БК-шках, Спектрумах, а я всё мучил калькулятор :(

БК-0010.01

В 9 классе у нас наконец-то начались уроки информатики, на которых молодая математичка, окончив после декрета ускоренные курсы, пыталась нас по учебнику учить некоему эфемерному «алгоритмическому языку». И однажды, когда ей не удалось меня убедить, что при однократном использовании кода не обязательно оформлять его в виде подпрограммы, выдала мне «Ты никогда не будешь программистом». Очень меня это зацепило, почему-то. И я решил, что обязательно им стану :) Наверное, это была шестая веха.

В последнем классе школы я неуклонно продолжал приседать предкам на мозги по поводу приобретения компьютера. Мне хотелось БК-0010.01 или даже БК-0011. И вот, наконец-то, свершилось! К окончанию школы мама мне подарила настоящий компьютер! Но не БК-шку, а «Вектор-06Ц». Я вначале немного приуныл, но, как оказалось, зря. Вектор-06Ц сильно выигрывал у БК (и даже у Спектрума) по графике и звуку, хотя у него и не было нормального ПЗУ со встроенным бейсиком. Правда, коробка с компьютером стояла несколько месяцев без дела, потому что его можно было подключить только через RGB-разъём, которого у нас на телевизоре не было. А покупать отдельный монитор было накладно. Но папа у себя на работе обратился к каким-то электронщикам, передал им схему телевизора, они нарисовали там куда что впаять, диоды какие-то огромные дали. Батя поковырялся с паяльником в телевизоре, вывел провода на переднюю панель, я приладил к ним пятиштырьковый разъём – и всё получилось! Это была окончательная и бесповоротная седьмая веха. Наконец-то у меня появились возможности реализовать все хотелки в области программирования. Вот тогда-то всё и закрутилось!

Мои первые программы

Изучать возможности бейсика я стал на рекламных программах, которые шли в стандартной поставке на системной дискете. В этих программах всё было довольно весело, двигалось и звучала неземная музыка.

Рекламные программы

Меня это устраивало, и я стал ковырять эти программы, выдирать оттуда кусочки кода, вставлять в свои. Параллельно я пытался рисовать всякие рисунки, используя доступные графические примитивы.

Дальнейшие опыты

Продолжение следует…


Инструменты страницы

Инструменты пользователя