• Онлайн: 2
Техническая эстетика (1964-1992) (336 из 343 выпусков)
«Техническая эстетика» — ежемесячный журнал, выходивший с января 1964 по июль 1992 года и посвящённый вопросам дизайна. Максимальный тираж составлял 30 000 экземпляров. Издателем журнала был ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Среди тем, которые освещались журнале, были история, теория и практика дизайна в России и за рубежом, эргономика, художественное и дизайнерское образование, а также обзоры дизайнерских выставок и книг. Журнал регулярно рассказывал о западных тенденциях и инновациях в дизайне, которые часто сравнивались с их советскими аналогами.
Журнал начал выходить 1 января 1964 года с первоначальным тиражом 7000 экземпляров. Тираж быстро рос и к середине 1970-х годов достиг примерно 29 000 экземпляров, а на пике составлял около 38 000, но из-за экономических проблем в к моменту выхода последнего номера в 1992 году тираж сократился примерно до 11 700 экземпляров.
С момента основания в 1964 году журнал возглавлял главный редактор-основатель Юрий Борисович Соловьёв, архитектор по образованию, был также первым директором ВНИИТЭ. Он был центральной фигурой в советском промышленном дизайне и следил за тем, чтобы журнал уделял внимание теории и практике дизайна как в СССР, так и за рубежом. Он также возглавлял Союз советских дизайнеров. Под его руководством (1964–1990) журнал публиковал исследования в области эргономики, методологии проектирования и истории дизайна. Среди основных авторов были известный историк советской авангардной архитектуры и дизайна Селим О. Хан-Магомедов, искусствовед Лариса Жадова, выдающийся психолог и один из основоположников советской инженерной психологии Владимир Зинченко.
Журнал популяризировал техническую эстетику – уникальную советскую дисциплину, которая объединяла промышленный дизайн с эргономикой, инженерной психологией, графической коммуникацией и дизайном окружающей среды. Эта дисциплина, разработанная усилиями ВНИИТЭ, рассматривалась не только как техническое или художественное направление, но и как социально ответственная практика, связанная с эффективностью труда, технологическим прогрессом и культурной самобытностью. Журнал «Техническая эстетика» стал ведущей платформой для формулирования и совершенствования этой концепции.
На страницах журнала публиковались глубокие теоретические эссе, критические обзоры дизайна и анализ продукции как советской так и заграничной промышленности. Регулярно печатались переводы отрывков из западных источников и визуальные отчёты с международных выставок в Милане, Токио и Кёльне, что способствовало редкому в эпоху холодной войны сравнительному диалогу.
Оцифрованные архивы журнала «Техническая эстетика» являются ценнейшим ресурсом для исследователей, историков дизайна и организаторов выставок, посвящённых культуре дизайна советской эпохи. За весь период с 1964 по 1992 год было опубликовано 343 номера, из них 3 двойных. В представленном архиве есть 336 номеров, 7 номеров за 1964 год отсутствуют, надеюсь, что найдутся.
Архив журнала











































































































































































































































































































































