Навигация

• Онлайн: 2

qr_code

Flag Counter




Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования

Яндекс
history/aleksin/sotino.txt · Последнее изменение: 02.05.2024 20:56 — nozdr

Сотино

Сóтино — село в Алексинском районе Тульской области.

Происхождение названия

В исторических документах село упоминается под разными названиями: Сотино, Сатино, Сачино. Но самое устоявшееся и частое – это, конечно, «Сотино».

Есть такая книжка «Русская историческая географія: курс лекцій, читанных в Московском археологическом институтѣ в 1907-1908 г, Том 1.» Автор - Степан Кирович Кузнецов, Изд. Московскаго археологическаго ин-та, 1910. Хранится экземпляр этой книжки аж в Чикагском университете. 26 марта 2014 года книжку оцифровали. Так вот в ней на 133 странице написано следующее: Сотино Алекс. 504 (отъ сот—свѣтъ) – Свѣтлово.

«Сот» на мерянском языке означает «свет». Получается, Сотино = Светово (Светлово, Светлое).

В статье Верхнеокская меря и страна вятичей также со ссылками на эту книгу разъясняется происхождение названий множества населённых пунктов, расположенных в Алексинском и соседних районах.

Меря́нский язы́к (др.-рус. мер(ь)скыи) — мёртвый финно-угорский язык, на котором говорило племя меря в центральной части России, локализуемое по летописным и археологическим источникам в районе озёр Неро и Плещеево (где находятся соответственно Ростов и Переславль-Залесский). Об этом языке известно очень мало, фактически до нас дошли только данные топонимики (впрочем, неоднозначно трактуемые). Исчез язык в Средние века после того, как племя меря было ассимилировано славянами (вятичами) (последний раз меря упоминается в летописи в 907 г., распад племенной структуры мери относят ко временам Ярослава Мудрого).

Выходит, что название селу Сотино было дано больше 11 веков назад!

Есть версия, что Сотино происходит от «соты» – ячейки для мёда. Якобы, здесь было развито бортничество. Насчёт бортничества – это да, например, нелалеко от Колосова я пару лет назад видел в лесу пару бортей. А может быть и от слова «сотник».

Вообще, корень «сот» – довольно простой и встречается во многих языках мира. Учитывая, что название села могло произойти от фамилии бывшего владельца, а владелец иметь иностранную фамилию, то тут уже получается слишком много вариантов. Это вообще может быть видоизменённое слово «Софьино» (от имени София). В некоторых документах село Сотино также упоминается как Сатино или даже Сачино. Так что можно порассуждать насчёт происхождения и таких наименований. Мне больше всего нравилась версия про мерю и «свет», но недавно я всё же задумался на эту тему более серьёзно, и у меня родилась новая гипотеза: исходя из морфологии самого слова наименование «Сотино» могло произойти и имени Сота или Сотя – основателя или владельца поселения. А вот кто такой был этот Сота, остаётся только догадываться. Скорее всего, бортник, или как бы его сейчас назвали, пасечник.

Между прочим, слово «Сотино», как и все остальные географические названия, заканчивающиеся на -о, склоняется по падежам.

Падеж отдельное слово с родовым словом
Им. (что?) Сотино село Сотино
Род. (чего?) у Сотина у села Сотино
Дат. (чему?) к Сотину к селу Сотино
Вин. (что?) через Сотино через село Сотино
Тв. (чем?) за Сотиным за селом Сотино
Пр. (о чём? ) о Сотине о селе Сотино

Для наименования жителей села Сотино используются слова «сотинцы», «сотинец». А вот «сотинка» – нет такого слова :)


На http://ivanpotapov.ru/sotino/ расположена великолепная аэропанорама Сотина, можно с высоты птичьего полёта разглядеть наше любимое село.


Ниже расположена спутниковая карта с нанесёнными на неё некоторыми местными топонимами, а также есть подборка карт, на которых изображено село Сотино.


Местные топонимы

  • Аксако́вка – несколько дворов в центре села, на месте которых, видимо, стоял когда-то дом помещиков Аксаковых, которым когда-то принадлежала часть села.
  • Амбар – на поляне между Садовым и Колоколовым домами раньше стоял здоровый длинный амбар, в котором хранилось колхозное зерно, удобрения. Поле перед амбаром было заасфальтировано, и на нём стояло нечто ржавое (типа веялки ОВС-25).
  • Бабки Ва́рин поко́с – небольшая ровненькая елань, окружённая с одной стороны ельником, с другой – стройненькими берёзками. В советские времена все держали много скотины, поэтому лето было посвящено заготовке сена на зиму. Все поля были засажены овсом и пшеницей, по оврагам и вдоль дорог пасли колхозных коров. Да ещё и обязывали в колхоз сено сдавать. Для себя колхозникам оставалось косить только лужайки внутри деревни, бугры да овраги, часто обкашивали и полянки в лесу. Например, вся Жежельня на сенокос была как хороший газон, грибы собирать было одно удовольствие. А на этой полянке в лесу косила баба Варя (кажется, Чигирина), наша соседка. И ещё тут всегда было много лисичек и свинушек, которые обычно росли «ведьмиными кругами». Сейчас это место, как и много других грибных мест, попало за забор охотхозяйства.

  • Белая дорога – в начале дороги грунт на поле очень глинисто-песчаный. Во время дождя тонкий почти белый песок вымывался на поверхность, и дорога реально становилась по цвету белой – отсюда, видимо, и название. Идёт от сотинской дороги по полям, а потом через лес до самого Лыткина. Внутри леса от неё отходят дорожки и тропинки к старым вырубкам. Дорога до сих пор есть, но в лесу проходима только для вездеходов и внедорожников. Активно используется зимой охотниками. Говорят, что возле начала дороги на краю села раньше (~ в 1940-50 гг.) была школа. Судя по старым картам (времён 1940-х гг) дорога отходила от сотинской дороги и разветвлялась. Левая часть шла через лес на Петрушино и далее выходила на Егнышёвку, а правая ветка шла к Лыткину и дальше к Юдинкам. Следы этих дорог можно легко увидеть в лесу – там до сих пор остались просеки и тропинки, а также по ним ездят лесники и охотники.
  • Жеже́льня – лес между сотинскими и хатмановскими полями. Раньше по опушкам пасли коров, лес был чистый, и в нём было много грибов. Сейчас всё по плечи заросло бурьяном. По оврагу течёт ручеёк. На старых картах он даже подписан, только почерк непонятный. То ли речка Жежелка, то ли Жежеловка. На карте 19 века в районе пересечения дороги от кладбища на Хатманово с Жежеловкой отмечен скотный двор. Если он там и был, то следов уже почти не осталось, но вдоль дороги растёт много яблонь, да и в самой Жежельне наблюдаются останки фундамента и растут яблони с грушами и куманика с клубникой, т.е. там точно был какой-то жилой двор, возможно, не один. Может быть это место называлось Жежельней по какому-то населённому пункту, но сейчас Жежельней называют именно лес. По крайней мере, в Сотине. Ближе к Хатманову в Жежельне старый заросший-пересохший прудик и также куча плодовых деревьев. Явно были какие-то выселки. По опушке леса встречается много окопов с остатками землянок – следы укреплений Красной армии 1941 года. В этих местах как раз была линия фронта. Бунырево несколько раз переходило из рук в руки, а вот в Сотино фашистов так и не пустили. Вообще, на украинском языке «жежель» – «место, открытое для ветра». Так что вероятно Жежельней называлось как раз само поле между Сотиным и Карташёвым, потому что оно высоко расположено, и всегда открыто всем ветрам.
  • Ка́рповский родник – говорят, что где-то тут неподалёку жил некто (возможно, помещик) по фамилии Карпов. Из столетней чугунной трубы течёт приличным напором (пару литров в секунду) чистая, вкусная и ледяная даже в самые жаркие дни вода. Около родника наблюдаются остатки неких механизмов типа насосов, но очень старых и ржавых, давно вросших в землю.Карповский родник, как и Лыткинский, впадает в ручей (бывш. речку Польню), который наполняет сотинский пруд и дальше течёт в сторону Вашаны. Проводили экспертизу родника – эксперты Мосводоканала сказали, что вода чистейшая, не содержит ничего вредного, а состав минералов говорит за то, что вода должна обладать лечебными свойствами. Вода действительно вкуснейшая. Никакие Эвианы и Шишкины лесы не сравнятся.

Есть гипотеза, что родник и вершина неподалёку от него называются «карповскими» в честь кого-то из мелкопоместных дворян Карповых, имение которых было в Щепотьеве, а в Сотине принадлежала часть земли. Капитан-лейтенант Карпов А.П. был участником войны 1812 года, а его сын Карпов Пётр Александрович (1822-1869) - герой обороны Севастополя, защитник Малахова кургана, контр-адмирал. По распоряжению Александра II Карпова А.П. первым похоронили в склепе Владимирского собора Севастополя, который тогда ещё строился. Так что, возможно, в честь кого-то из этих Карповых и назван родник.

На поле чуть выше родника был обнаружен довольно толстый культурный слой со следами большого пожара, в котором нашли украшения, монеты и предметы быта вятичей ~X-XI веков. Так что возможно, древнее поселение возле Карповского родника, кем-то безжалостно сожжённое, и было предтечей нынешнего села Сотина. А возможно, что это следы не пожара в поселении, а ещё та самая зола, оставшаяся от выжженного леса обитавшими тут задолго до славян финно-уграми.

  • Кладбище – в чистом поле неподалёку от Поповки расположено Сотинское кладбище. Много лет (ориентировочно с 1824 года) принимает оно в свою освящённую землю тела усопших. Старый ров окружает Старое кладбище. В его центре уже непонятно, где есть могилы, а где нет – даже холмики сровнялись с землёй. По периметру идёт ров, окружающий Новое кладбище. Но и оно уже заполнилось. Несколько лет назад кладбище варварским способом расширили – старый ров с западной стороны засыпали и стали хоронить уже почти на поле за рвом.
  • Козю́лькина верши́на – заросший лесом глубокий овраг недалеко от Сотина. По «Козюлькиной вершине» раньше проходила тропа, ведущая из Мясоедова в Сотино. Дети там часто ходили одни. Говорят, там кого-то то ли убили когда-то, то ли изнасиловали. В общем, стали пугать детей, чтобы там не ходили одни, и придумали, что в этом овраге водится привидение. Жила якобы неподалёку бабка по прозвищу Козюлька. И вот померла она, да душа не успокоилась и время от времени появляется в этой вершине в виде туманного облачного привидения и пугает путников. Дети верят.
  • Конный двор – на стороне Поповки в самом низу у пруда стоял колхозный конный двор. Там разводили лошадей. Я даже смутно это помню, но покататься на конях мне не довелось – маленький был слишком. А вот старшая сестра и её друзья катались, даже фотки есть. Хотя может это были уже не колхозные кони, а местные. В начале 1970-х двор разрушили, а его остатки затопило водой при возведении новой плотины. Долгое время из-под воды торчала какая-то сеялка/веялка с сидушкой (что-то железное), которая вылезала из воды, когда пруд мелел, потом и её на металлолом кто-то вытащил.
  • Кули́га. Кули́гой называют лесную поляну, расчищенную для земледелия. Видимо, когда-то тут и был лес. А потом получился ровный такой луг, с одной стороны окружённый сосновым лесом на высоком бугре, а с другой – излучиной Вашаны, заросшей по берегам старыми лозами. Очень красивое место. По правую сторону на Вашане расположено «бучило», довольно глубокое и широкое место на речке, где раньше и мясоедовские, и погибловские, и сотинские часто купались. От Сотина через лес была просека, по которой шла дорога и упиралась прямо в Кулигу, а потом через брод на другую сторону Вашаны шла в Сосновку (бывш. Погиблово). Сейчас дорога заросла, но всё равно следы просеки хорошо просматриваются в лесу. Возможно, что охотники и вездесущие оффроадеры эту просеку уже обновили, и она снова стала проезжей.

  • Остановка – автобусная остановка на дороге, чуть не доезжая пруда. В конце 90-х дорогу от Мясоедова до Сотина отремонтировали, уложили асфальт, и даже поставили честную железную автобусную остановку. Видимо, планировали запустить сюда автобус Алексин-Ламоново. Но это так и не было реализовано. Пока она была новая, вечерами там тусила местная молодёжь. Потихоньку остановка гнила-гнила, и теперь от неё ничего не осталось. Возможно, после того как всю дорогу от Большака до Мясоедово закатают в асфальт, повысится вероятность запуска маршрутного транспорта, и остановка в каком-то виде возродится.

  • По́льня – маленькая речка, сейчас скорее полупересыхающий ручей. Начинается он где-то в овражках на поле между Хатманово, Юдинками и Сухотино, там ещё возле большака небольшой прудик, а дальше течёт через Лыткино и Сотино в сторону Вашаны. Этот ручей, впитывая в себя мелкие ручейки из множества местных родников, наполняет лыткинские и сотинский пруды.

По разным источникам называлась эта речка Польна или Польня, хотя на одной из старых карт она подписана то ли как Камышка, то ли Камешка, то ли Каменка. В настоящее время название практически забылось и местными жителями не употребляется, потому что речки-то в общем в деревне и нет, всё место забрал Пруд.

  • Попо́вкаместо за прудом недалеко от кладбища. Слева, где берёзы, стояла Воскресенская церковь (Храм во имя Обновления Храма Воскресения Христова). Одно из первых упоминаний церкви Воскресения Христова в селе Сотино в письменных источниках XVII века обнаруживается в писцовой и межевой книге Алексинского уезда 1628/29 г. писца Петра Сафонова. А справа в поле было церковное кладбище. Говорят, что церковь была разрушена немцами во время Великой отечественной войны, но возможно что она и раньше развалилась от ветхости, потому что была последний раз перестроена ещё в 1795 году. В этой церкви мой дед по материнской линии был дьячком, а родился он в 1900 году. Недалеко от церкви остался одичавший фруктовый сад, разбитый либо при церковном дворе, либо вокруг дома священника (попа). Потому и называется место - «Поповка».

    В 1911 году прихожане церкви решили строить каменный храм рядом с церковью. Дело это, как понятно, небыстрое. До 1914 года вели переписку с церковными властями и в конце концов получили одобрение и разрешение, даже были выделены деньги (целый рубль!) на бухгалтерскую книгу доходов и расходов на постройку храма в Сотино.Дело о постройке храма в Сотине.pdf [73Мб]. Что было дальше, история пока умалчивает. Видимо, началась первая мировая и стало не до этого.

  • Попо́вы порто́чки – парные овраги рядом с Поповкой. Этимология неизвестна, видимо напоминают в плане штаны.
  • Провалы - время от времени в пруду возникают провалы, через которые вода утекает куда-то под землю. Иногда их называют бучилами. Провалы бывают большие - до нескольких метров в диаметре. Однажды тракторист на тракторе заехал по пьяни в пруд, угодил в такую вот воронку и утонул. Это было в первой половине 1970-х годов. А вот в 1990-х воронка была на противоположной стороне пруда между старой плотиной и бывшим конным двором. Появилась и долго не затягивалась, пруд прилично обмелел. Воронка была метров 6 в диаметре. Бульдозер засыпал её несколько дней, пока не удалось остановить уход воды. Говорят, что под Сотиным расположено подземное озеро. А в районе Соломасова на Лысой горе расположены обрушенные входы в разветвлённую сеть древних пещер, уходящих глубоко под землю. Так что байки про подземное озеро вполне могут оказаться правдой.
  • Пруд – он и есть пруд. Говорят, раньше пруда вообще не было, а была речка Польня. Её запрудили плотиной, и получился пруд. Сейчас от речки остался совсем небольшой ручей. «Старый» пруд - часть пруда до бывшей дороги (до старой плотины). «Новый» пруд - новая глубокая (до 5-6 метров в середине) часть пруда перед новой плотиной. Образовалась при строительстве плотины в 1970-х годах. До этого пруд был гораздо меньше и мельче. В пруду много рыбы (карп, карась, иногда запускают мальков других рыб). Вода чистая, но много ила, летом сильно «цветёт». Берега крутые, особенно на «новом» пруду. Но под лозой со стороны деревни есть «пятачок», на котором местные и приезжие отдыхают. Место там неглубокое, поэтому можно купаться и с детьми.

  • Пче́льник – на Поповке внутри сада в 1950-60х гг была пасека и стоял пчельник – дом, куда убирали улья на зиму. В 1970-х он ещё был. Я помню, как местные оттуда горбыль и шифер таскали :)
  • Пятачо́к – место под большим дубом на опушке леса, где молодёжь и не очень собиралась и собирается на «вечёрки».
  • Собачий пого́ст – кладбище домашних животных. Раньше там хоронили собак. Даже я там кошку хоронил. Правда, потом какие-то собаки её раскопали и сожрали :) На могилках собак делали холмик и сажали можжевельник. Можжевельников там росло видимо-невидимо, но в один год они все пересохли. Теперь можжевельники в этом лесу мало встречаются.
  • Сто́роны – Сотино состоит из двух сторон - «той » и «этой», расположенных по две стороны оврага, по которому течёт ручеёк. «Куда пошёл? На ту сторону…». А вот, кстати, как называется этот овраг и ручеёк, и назывался ли он как-то, никто сейчас уже не помнит и не знает. Хотя на одной из старых карт он подписан как «речка Говёнка» :-).
  • Трубы – в новой плотине было сделано две трубы диаметром по полтора метра. Трубы были очень интересные - из гнутых цилиндрических гофрированных секций, скреплённых болтами с гайками. Собирались, как металлический конструктор. В начале 2000-х плотину сильно подмыло и её обновили - проложили новые трубы, старые присыпали, новые трубы окультурили, чтобы не размывало. Но всё равно вода камень точит - скоро снова всё надо будет ремонтировать. По трубам (как по старым, так и по новым) дети любят «гулять» под дорогой. И в них клёвое эхо. Когда пруд полон, и вода идёт верхом, то часто косяки карасей и даже карпы через трубы «утекают» в бучило за дорогой и дальше по ручью идут в сторону Вашаны. Но ручей мелкий, местами ныряет под землю, поэтому в такое время можно по ручью руками вообще не напрягаясь наловить пару вёдер карасей. Кстати, мало кто знает, но есть ещё одна труба. Вход её находится почти на самом дне нового пруда, а выход - с другой стороны плотины в овраге. И заткнута она там пробкой из бревна. Если эту пробку вынуть, то пруд можно полностью слить.
  • Ты́рло На Поповке перед прудом в конце 1980-х были построены стойбища - летние загоны для колхозных коров (вот здесь). Зимой их держали в Буныреве, а летом перегоняли в Сотино. Было три стада по сто голов – два коровьих и тёлки. В небольшом телятнике подращивали бычков. Три раза в день - утром в полшестого, в обед и вечером включался мотор доильного комплекса и гудел на всю деревню. Поэтому по нему обычно ориентировались во времени. Молоковозка была единственным постоянно курсирующим по расписанию транспортом, её можно было «голосонуть», чтобы доехать до Бунырева, чем сотинцы часто пользовались.
  • Фе́рма – В центре села рядом в водонапорной башней была молочная ферма (фото). Во времена процветания колхоза там с переменным успехом то доили коров, то откармливали быков. Сейчас от фермы остался только ж/б каркас, хотя в начале 2000-х она была ещё вполне целой. Рядом с фермой находится водонапорная башня, которая долгое время качественно снабжала центр Сотина водой. Последнее время насос стал регулярно выходить из строя, и люди стали себе копать индивидуальные колодцы и скважины, чтобы не зависеть от капризного старого железа и отключений электричества.

Местные словечки

Не знаю точно, диалектные это слова или совсем «семейные», часто ли употребляются за пределами Сотина, или редко. Но многие «урождённые» сотинцы их абсолютно точно используют/использовали в своей речи, по крайней мере я лично эти слова неоднократно слышал как в детстве, так и уже взрослым. Да и сейчас их сам употребляю. Причём, слышал я их в основном в детстве (в 1970-80-е годы) от местных деревенских бабок/тёток/девчонок/пацанов и мамы (которая тоже родилась недалеко от Сотина в деревне Клеймёново).

  • Агальцы́ (огольцы́) – вообще это слово означает «подростки», а на воровской фене «пальцы», но у нас им чаще называют мелких рыбёшек – усатых гольцов, которые водятся в местном пруду.
  • Бара́нчики (баранцы) – цветки первоцвета весеннего или примулы. Стебелёк у этого цветка очень вкусный, особенно если молодой и толстый.
  • Больша́к – большая дорога (в Сотине «большаком» называли дорогу, которая шла от Алексина в Серпухов – через Ботню, Соломасово, Хатманово, Юдинки, Ждамирово, Нечаево и т.д.).
  • Бра́нчики – спелые лесные орехи, светло-коричневые с коричневой каёмочкой, которые в отличие от зелёных неспелых легко очищаются от плюски.
  • Брешут – и собаки (громко с остервенением лают) и люди (врут)
  • Бруха́чая – бодливая (о корове).
  • Буха́нка – форма чёрного хлеба «кирпичом», в отличие от «круглого» каравая.
  • Бучи́ло – омут, водоворот на реке, глубокая яма с водой после половодья. Ближайшее (и, наверное, единственное) бучило было на Вашане за Кулигой вниз по течению.
  • Верши́на – в Сотине (и похоже, во всём Алексинском районе, а, может быть, и по всей Тульской области) «верши́нами» или «кручами» называют, как ни странно, глубокие овраги, низины. А судя по старым картам, глубокие и большие овраги называли «верх», а небольшие - «отвершик» :)
  • Вечёрка – вечеринка, когда местная молодёжь (и не очень) собирается с наступлением темноты для посиделок вокруг костра и прочих развлечений.
  • Виктóрия – популярный сорт садовой земляники. Но почему-то «викторией» многие называют клубнику. Хотя, в общем-то, клубника – это тоже вид садовой земляники.
  • Волчьи серёжки – плоды бересклета бородавчатого.
  • Вяза́нка – где-то вязанкой называют связку дров, но у нас это чаще применялось к сену или соломе. То есть вязанка - это своеобразная мера объёма сена – столько, сколько можно связать и унести на спине, перекинув верёвку через плечо. Например, «козе на зиму надо 10 вязанок сена». Причём вязанкой называли как и непосредственно связанную и готовую к переноске вязанку сена, так и саму верёвку, которой эта вязанка вязалась.
  • Ганьга́ (ганга́, ньга-ньга́) – видимо, это один из вариантов произношения слова на́-ка (что-нибудь вкусненькое для ребёнка). Есть ка́ка, а есть на́ка. Так вот у нас «на́ка» – это ганьга́ или ганьгушка.
  • Гарáська гриб «дубовик». Говорят, жил в Лыткине мужик по имени Герасим, звали его Гараськой. Он много пил, поэтому рожа у него была красно-сине-жёлтой, совсем как цвета у этого гриба.
  • Дюдюка – вымышленное существо для пугания маленьких детей.
  • Закутóк (заку́та, заку́т, заку́тка) – изначально «закут» употребляли в значении «постройка для мелкого скота». Но время не стоит на месте, и сейчас слово больше используется как «потаенное место, уголок».
  • Иван-да-Ма́рья – цветы марьянника.
  • Клинок – рыба елец
  • Корéц (кóрчик) – небольшой ковшик, кастрюлька с длинной ручкой.
  • Кочетóкстебель зацветшего щавеля лугового. Кстати, щавель в Сотине называют «щáвель», а не «щавéль». Обычно в щавеле едят только молодые листья, но кочетки тоже можно пожевать.
  • Кýколки – цветы мальвы полевой – высокие цветы с большими розовыми цветами. Мы из них в детстве делали куколок. Если взять распустившийся цветок с небольшой ножкой (похожий на юбочку) и нераспустившийся бутон (голова), проткнуть в бутоне спичкой дырочку и надеть «голову» на «юбочку», то получается натуральная Дюймовочка!
  • Курýшка – курица с цыплятами, наседка
  • Лю́лька – колыбелька, кроватка для маленького ребёнка
  • Махну́ть – украсть
  • Ме́льница – приспособление для взбивания масла, маслобойка
  • Мышь – он и есть мышь, только мужского рода. «Мыш в подпол убёх».
  • Оговóр – сглаз. «Оговорили» – сглазили.
  • Просфóрки (или «просви́рки», или ещё проще «лепёшки») – недоспевшие семена травки мальвы приземистой или «просвирника». Оказывается, куколки и лепёшечки – близкие родственники. Одни побольше, другие поменьше.
  • Пчёлкины слёзки – цветочки черноголовки.
  • Ряби́шник – растение пижма, видимо его соцветия похожи на гроздья рябины.
  • Сéнцы (сéни) – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
  • Сербени́ка (сербери́ка) – сорное растение свербига (или свербигуз), в молодом возрасте до цветения если толстые стебелёчки очистить, то они по вкусу как редиска. А когда уже отцвела, то мелкими плодами можно через трубочку плеваться, как горохом :)
  • Соба́чки – цветочки льнянки. Её цветочки и вправду похожи на маленькие собачьи мордочки.
  • Стёжка (стёшка) – тропинка
  • Тормозóк – еда с собой на работу/в дорогу/в школу (шахтёрское словечко)
  • Ты́рло – летнее стойло, загон для скота (обычно коров или тёлок)
  • Чáпельник (ча́пля) – специальная ручка для доставания сковороды из печи; сковородник
  • Ча́сики – цветки луговой гвоздики
  • Шифанéр (шифоньер) – гардероб, шкаф для одежды с выдвижными ящиками

Ещё раньше очень резало слух произношение некоторых слов, видимо, это тоже признаки диалекта: кохта (кофта), дожь (дождь), гвозь (гвоздь), висёлай (весёлый), сарахфан (сарафан), налей чайкю (чайку), пекёт (печёт), берегёт (бережёт), мине, табе, сибе (мне, тебе, себе), окны (окна), пятны (пятна), стадо прошла (прошло), бозныть што («бог знает что» в значении «что-то плохое или неизвестное»), не емши, не спамши, ихний. Сейчас такое уже не услышать, все бабки поумирали, да и родители тоже, а современные носители языка в эпоху «телевидениев» и «интернетов» говорят практически на московском литературном стандарте, разве что «гыкают».

Коренным сотинцам «повезло», их речь всё же была очень близка к литературной московской речи. А вот в соседнем Хатманове всё было «намного хуже» :)

Ссылки

Дополнительная информация

Индекс: 301360 Телефонный код: 8-48753  

Комментарии


Инструменты страницы

Инструменты пользователя