Навигация

• Онлайн: 2

qr_code

Flag Counter




Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования

Яндекс
history/aleksin/sotino/name.txt · Последнее изменение: 02.05.2024 20:09 — nozdr

К вопросу о происхождении названия села Сотино

Думаю, многие задумывались, что означает и откуда пошло название «Сотино». Изучая историю нашего села, я нашёл несколько источников, в которых приводится возможное толкование слова, и эти объяснения сильно разнятся. Точного и однозначного ответа на вопрос «что означает Сотино» пока, к сожалению, нет, но существует две основных гипотезы.

Гипотеза №1 «Пчелиные соты»

В издании «Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. - Тула, 1895.» приводится такая версия:

"Приходы и церкви Тульской епархии, 1895 г.", стр.72

Соты – это чудо инженерных достижений из мира насекомых, восковые шестиугольные ячейки, которые служат вместилищем яиц, личинок и пчелиных запасов – мёда и перги. Также соты – это непосредственно «комнаты», в которых «живут» взрослые особи пчёл.

Местность вокруг Сотина действительно лесистая, и пчеловодством (а точнее, бортничеством) жители этих территорий занимались давно и плодотворно. Бортничество (от «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой люди добывают мёд диких пчёл, живущих в дуплах деревьев. Дупла могли быть как естественного происхождения, так и искусственного, когда их по несколько штук выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Такие выдолбленные в деревьях полости называли бортями. Если дерево с бортью срубить, то получалась колода. Её можно было поставить на землю или подвесить на дерево. Внутри таких колод-долбёнок делали впорицы или снозы – специальные крестообразные перекладины для основания и укрепления сот. Отбор мёда осуществлялся через специальные узкие длинные отверстия — должеи.

Бортник

Люди, занимающиеся добычей мёда из бортей, именовались бортниками, или бортевиками. Участок земли, на котором находилось некоторое количество бортей, назывался бортной землёй, бортным угодьем или бортным ухожьем. Сейчас бы это, наверное, называли пасекой. Бортью называлась иногда и часть леса, где имелись бортные деревья. Огромные леса и луга с обилием трав и цветов в ряде районов верхнего и среднего течения Оки создавали очень благоприятные условия для развития дикого или бортевого пчеловодства.

Древние летописные источники, начиная с X века, пестрят упоминаниями о мёде, воске, медовой дани, бортях, бортных ухожьях, бортных деревьях и т.п. Бортный промысел в Тарусских и Рязанских землях, в центральной части междуречья Оки и Волги, судя по всему, был особенно развит и являлся если не основным, то довольно весомым промыслом. В XIV-ХV веках в этих местах в руках князей и монастырей были сосредоточены довольно большие бортные угодья.

Спорить с тем, что в районе села было много пчёл, и мёд с воском добывались в больших количествах, смысла нет. Недалеко от Сотина за Окой возле Колосова в лесу я собственными глазами несколько лет назад видел старые борти – колоды с выдолбленными в них дуплами, висящие высоко на деревьях. То есть этот промысел жив до сих пор.

Если к мёду вопросов нет, то они могут возникнуть к самому слову «сота» или «сот». Почему кому-то захотелось назвать целый населённый пункт не Медово, Бортево, Пчельное, а именно Сотино. Это, как если бы в селе делали автомобили, а назвали его «Тормозово» или «Бензинино» вместо «Автомобилево».

Сотинцы сами не могли делать за пчёл соты, но в старые времена слово «сот» могло быть своеобразным синонимом слову «мёд». «Отведать сота» означало то же, что и «попробовать мёда». Ниже приведены примеры использования слова «сот».

https://ru.wiktionary.org/wiki/сот

Тогдашние жители Сотина вполне могли специализироваться именно на добыче и продаже мёда в сотах, и гипотеза происхождения «Сотино» от славянского слова «сот» или «соты» вполне имеет место быть.

В рамках этой гипотезы название селу Сотино могло быть дано не ранее IX-X века, когда в эти места пришли вятичи. До прихода вятичей здесь обитали финно-угорские племена меря и голядь, говорившие на других языках, и «сот» означало у них совсем другое.

Гипотеза №2 «Сот» - слово из языка племени меря

Меря

Есть такая книжка «Русская историческая географія: курс лекцій, читанных в Московском археологическом институтѣ в 1907-1908 г, Том 1.» Автор - Степан Кирович Кузнецов, Изд. Московскаго археологическаго ин-та, 1910. Экземпляр этой книжки сохранился в Чикагском университете. На 133 странице в ней есть такая строка: Сотино Алекс. 504 (отъ сот—свѣтъ) – Свѣтлово.

В статье «Верхнеокская меря и страна вятичей» также со ссылками на эту книгу разъясняется происхождение названий множества населённых пунктов, расположенных в Алексинском и соседних районах.

Мерянский язык (др.-рус. мер(ь)скыи) — мёртвый финно-угорский язык, на котором говорило племя меря, локализуемое по летописным и археологическим источникам в районе озёр Неро и Плещеево (где сейчас находятся соответственно Ростов и Переславль-Залесский).

Об этом языке известно очень мало, фактически до нас дошли только данные топонимики (впрочем, неоднозначно трактуемые). Исчез язык в Средние века после того, как племя меря было ассимилировано славянами (вятичами). Последний раз меря упоминается в летописи в 907 г., во времена Ярослава Мудрого.

Исходя из вышеприведённого источника «Сот» на мерянском языке означает «свет». Получается, Сотино = Светово (Светлово, Светлое).

Если поискать на русской равнине похожие по звучанию слова, то можно легко наткнуться на реку под названием Соть в Ярославской области. Вот что про неё пишут на сайте places.moscow:

«Само название реки – Соть является финно-угорским по происхождению, как и большинства рек Ярославской области, что обусловлено обоснованием в здешних местах в древние времена финно-угорского племени «меря». Семантически название Соть приближено к слову «сотны» - сжигать, или «сотчом» - выгоревшая. Из этого можно провести аналогию с массивными лесными пожарами в прибрежных зонах реки, о чём тоже свидетельствуют летописи.»

До прихода в эти места славян местные племена пользовались подсечно-огневым земледелием. В лесу рубили деревья или подсекали их (подрезали кору), чтобы стволы высохли. Через год лес высыхал, и его сжигали. Посев производили прямо в золу, являющуюся хорошим удобрением. После пожога такое искусственно созданное поле первый год давало хороший урожай даже без дополнительной обработки земли, потом уже требовалось рыхление участка ручными орудиями. Для лесной полосы восточной Европы был свойственен следующий природно-хозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом могли какое-то время использовать его как сенокос или пастбище, а лет через 40—60, если поле не трогать, на этом месте снова вырастал лес. Такая форма земледелия требовала менять время от времени место поселения.

Можно предположить, что на месте Сотина в какой-то момент, когда туда пришли потенциальные поселенцы-меряне, уже была соть - светлое, очищенное ранее от леса огнём место. Поэтому и дали такое название месту. А может быть, поле по каким-то причинам вовсе не зарастало деревьями, как, например, Лысая гора возле деревни Соломасово.

Кстати, почему деревня зовётся деревней, знаете? Потому что первоначально словом «деревня» славяне называли участок земли, очищенный от леса для земледелия. Меря и голядь при подсечно-огневом земледелии были вынуждены оставлять нажитые места, а пришедшие в эти места вятичи принесли с собой довольно прогрессивную для того времени технологию пашенного земледелия. Учитывая, что они занимались в основном охотой, сбором мёда, грибов и диких ягод, то им вообще не было никакого смысла уходить с понравившихся земель. Постепенно на деревнях-полях стали расти деревни-поселения, и про первое значение забыли – «деревней» стали называть не поле, а поселение, расположенное на этом поле или рядом.

Учитывая, что приход славян в эти места происходил не сразу, был растянут по времени и проходил довольно мирным путём, то происходила ассимиляция – финно-угры постепенно уходили с насиженных мест, а славяне постепенно их занимали, при этом зачастую жили рядом. Происходило общение, соседи перенимали язык, культуру и технологии друг друга. Так что имя поселению могли дать и как сами меряне, так и вятичи, знавшие, что означает «сот» на языке меря.

Новая гипотеза №3

Некоторые исследователи выдвигали другие версии происхождения наименования «Сотино», например, от слова «сотня» или церковнославянских имён Сот и Сотай (латинских имён с непонятной этимологией). Долгое время я пытался остановиться на одной из существующих гипотез, но в каждой мне виделись какие-то противоречия.

Авторы всех гипотез анализировали возможное происхождение корня «сот», почему-то не уделяя внимания второй части слова «-ино», а она может пролить дополнительный свет на наш вопрос. Попробуем проанализировать слово «Сотино» с точки зрения морфологии русского языка.

Если посмотреть на карту, то большинство названий российских деревень и сёл имеют типичные концовки: -ово, -ево, -ино, -овка, -иха, -ское и тому подобные. Особенно много -ово, -ево и -ино. И это неслучайно. Такие типовые концевые части слов называются формантами. Они состоят из суффикса (-ов) и окончания (-о). Суффиксы -ов, -ев,-ин в русском языке служат для образования слов в особой форме – притяжательных прилагательных. В такой форме слова соответствуют вопросу (или отвечают на вопрос) «Чьё?». Ответ на этот вопрос сообщает о том, кто владелец, то есть, кому принадлежала сущность (существительное). В нашем случае – деревня. Вопросы частной собственности были важны во все времена.

Почему существует три разных вида окончаний? Может создаться впечатление, что выбор концовки был случаен. Но это совершенно не так.

Суффикс -ОВ использовался для образования названий деревень в случаях, когда исходное слово заканчивалось на твёрдую согласную или букву О. Чаще всего это были мужские имена или прозвища: Степан – Степаново, Борис – Борисово, Бориско – Борисково, Шило – Шилово.

Суффикс -ЕВ использовался для образования названий деревень в случаях, если исходное имя владельца было мужского рода и при этом заканчивалось на мягкую согласную, на Ч, Ц либо на звук –Й, а также прозвища с концовками -ень или -е: Князь – Князево, Бурец – Бурцево, Андрей – Андреево, Селезень – Селезнёво, Павлище – Павлищево.

Наконец, наш, самый интересный случай – Сотино. Суффикс -ИН использовался для образования названий деревень в случаях, если исходное слово оканчивалось на -а или на –я: Саня – Санино, Юрка – Юркино, Ларя (Илларион) – Ларино. Зачастую даже можно определить, в честь мужчины или женщины было дано название. Например, если был Фёдор, то деревня называлась Фёдорово, а вот если была Федора, то Федорино. Александринский театр в Санкт-Петербурге происходит от женского имени Александра, а не от мужского Александр, иначе театр был бы Александровским.

Эти три суффикса -ов-, -ев- и -ин- составляют основу базового правила, на котором построена почти вся наша современная деревенская топонимика. Так почему же Сотино должно выбиваться из этого базового принципа образования названий поселений? Не должно. А значит, название селу дали русские люди по имени владельца села, и звали его (или её) Сота или Сотя. И скорее всего, это было прозвище какого-нибудь бортника, что в целом возвращает нас к гипотезе №1, но тут уже все непонятки насчёт выбора для названия пчелиных сот становятся вполне понятны.

Сформулирую мою гипотезу происхождения названия села: наименование «Сотино» произошло не просто от слова «соты» или «сот», а от имени или прозвища основателя или владельца поселения (возможно бортника), которого звали Сота или Сотя. К сожалению, в связи с давностью лет, подтвердить или опровергнуть эту гипотезу какими-либо письменными документами невозможно.

Источники информации


Инструменты страницы

Инструменты пользователя