Навигация

• Онлайн: 2

qr_code

Flag Counter




Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования

Яндекс
tech/auto/sssrbus.txt · Последнее изменение: 05.10.2021 10:32 — 127.0.0.1

16 самых массовых автобусов СССР

Долгие годы автобус в Союзе был самым главным автомобилем и, как ни странно, самой доступной иномаркой.

СССР с его огромными расстояниями и невеликим производством легковых автомобилей много лет был страной автобусов. Большие городские, маленькие для провинции, междугородные и туристические, служебные и маршрутки. Их строили не только несколько очень крупных заводов, но и десятки мелких заводиков по всей стране.

И всё равно автобусов всегда не хватало. Справиться с этой нехваткой советскому союзу помогали наши братья по социалистическому блоку. Поэтому внезапно самой доступной обычным гражданам иномаркой стали… Икарусы. Импортных машин закупали с каждым годом все больше, и поэтому они по праву тоже попали в список самых массовых автобусов СССР.

ЗИС-155

ЗИС-155 выпускали с 1949 по 1957 год. Машину наскоро спроектировали, используя элементы заднемоторного дизель-электрического — оригинального, но очень ненадежного ЗИС-154. ЗИС-155 был куда проще — на шасси грузовика ЗИС-150 с бензиновым 6-цилиндровым 95-сильным двигателем, расположенным спереди. Машина вмещала 52 пассажира, в том числе 28 сидячих. В 1950-х ЗИС-155 был самым массовым большим автобусом — изготовили 21 741 машину.

ГЗА-651

ГЗА-651 разработал на основе грузовика ГАЗ-51 Горьковский автобусный завод. Проста и дешевая конструкция с дерево-металлическим кузовом пошла в производство в 1950-м. Потом ее в разных вариантах, а позднее уже и цельнометаллическую делали до средины 1970-х полтора десятка заводов СССР, самые крупные из которых — ПАЗ и КАвЗ. Машины использовали как служебные и на провинциальных маршрутах.

ЗИЛ-158

ЗИЛ-158 — большой городской автобус, сменивший ЗИС-155. Общая схема сохранилась: спереди 109-сильный 6-цилиндровый двигатель, коробка передач — механическая 5-ступенчатая. На городских маршрутах машины общей вместимости 60 человек работали вплоть до середины 1970-х. До 1961 года ЗИЛ сделал 8515 автобусов, с 1959-го по 1970-й в подмосковном Ликино изготовили еще 62 290 ЗИЛ-158, на них уже были шильдики не ЗИЛ, а ЛИАЗ.

ЛАЗ-695

ЛАЗ-695 — продукт еще одного крупного автобусного завода — Львовского. Первые серийные — конструктивно прогрессивные заднемоторные автобусы пошли в серию в 1957-м. Правда, мотор был бензиновый — 150 сильный V8 ЗИЛ-130. Таким двигатель, по сути, и остался, несмотря на многочисленные модернизации семейства ЛАЗ-695. До 1995 года построили почти 268 тысяч машин, а с производства модель сняли лишь в 2003-м.

Ikarus 620

Нехватка автобусов в стране обусловила сотрудничество с венгерским заводом Ikarus. Начались поставки в 1955-м с модели Ikarus 60. Потом к нам пошли тоже переднемоторные, но с довольно нарядным дизайном Ikarus 620 (на фото). На них стоял 6-цилиндровый 8-литровый дизель в 125 л.с. и 5-ступенчатая механическая коробка передач. В столице такие автобусы не работали, но в иных городах их было довольно много. Всего к нам привезли 4927 Ikarus 620.

ПАЗ-652

ПАЗ-652 — первый вагонный автобус Павловского завода, созданный на основе проекта ГАЗ-71. Двигатель мощностью 90 л.с. стоял спереди и смещен вправо. Кузов — с несущим основанием. Машины, отличающиеся завидной проходимостью, работали в провинции и даже в небольших городах. Всего, вместе с модернизированным ПАЗ-652Б, в 1958-1968 гг. изготовили 62 120 машин.

Ikarus 55/66

Заднемоторный Ikarus 55 с характерным выступающим моторным отсеком, справедливо считали очень красивым. Кроме того, в туристической машине на 32 пассажира были очень комфортные сиденья и эффективная вентиляция. На 11-метровом автобусе стоял 145-сильный дизель объемом 8,28 л. Всего в Союз завезли 3762 Ikarus 55 и 84 городских Ikarus 66, созданных на базе 55-го.

ЛАЗ-699

Первую небольшую партию туристических ЛАЗ-699 сделали в 1963 году. Машины признали не очень удачными из-за слабого кузова. Мелкие партии уже заметно модернизированных ЛАЗ-699Н (на фото) с бензиновыми 180-сильными моторами ЗИЛ-375 стали собирать лишь в 1972-м. Машина длиной 10,5 м достигала скорости 96 км/ч. А массовым автобус под именем ЛАЗ-699Р стала только в 1979-м. Зато до 2004-го изготовили более 36 тысяч экземпляров.

РАФ-977

Выпуск первого массового микроавтобуса РАФ-977 начали в 1958-м. Машина с двигателем в 70, позднее — 75 л.с. базировалась на узлах Волги ГАЗ-21. Неоднократно модернизированные микроавтобусы, вплоть до версии 977ДМ, делали до 1976-го. Рафики работали служебными, санитарками, маршрутными такси, а автопоезда на их базе — в парках и аэропортах.

Ikarus 180

Городские автобусы семейства Ikarus 180 с 1966 года поставляли в СССР массово. В том числе и первые у нас — «гармошки». Наша промышленность таких автобусов еще не делала. Большой Ikarus вмещал 169 человек (37 сидений). Да кто их в час пик считал! Сначала ставили 180-сильный, затем — 192-сильный дизель. У нас работали более 5000 городских и 3791 пригородных и междугородних (Ikarus 556 и 557) машин.

КАвЗ-685

Капотный КАвЗ-685 — продолжатель дела ГЗА-651. Автобусы на узлах ГАЗ-53 с двигателем V8 выпускали с 1972 года в огромных количествах. Аналоги делали и многие малые заводы по всему Союзу. Компактные автобусы работали на предприятиях, школьными и рейсовыми в провинции.

ЛиАЗ-677

Легендарный ЛиАЗ-677 — первый в СССР серийный автобус с автоматической двухступенчатой трансмиссией. Зато 180-сильный бензиновый двигатель отличала чудовищная прожорливость. В основном, выпускали городские машины для мегаполисов. Допускалась вместимость до 110 пассажиров. Но, конечно, пассажиров, реально наполняющих ЛиАЗы в час пик, никто не считал. С 1967 до 1996 гг. на заводе в Ликино сделали 194 197 машин и машинокомплектов. Автобусы, капитально отремонтированные на провинциальных заводах, выпускали до начала 2000-х.

ПАЗ-672

ПАЗ-672 — развитие модели 652, но модернизированный и с двигателем — V8, объемом 4,25 л., мощностью 115 л.с. Первую партию собрали в 1961 году. Серийно машины в разных модификациях делали в 1967-1989 гг. Всего изготовили 288 688 экземпляров.

Ikarus 250/255

Туристические автобусы Ikarus серии 250 воспринимали уже почти как свои. Комфортные машины с мягкими подвесками на рессорах и пневмобаллонах (упрощенная версия Ikarus 255 — только на рессорах) ценили пассажиры. Водители любили такие автобусы за легкость управления и надежность. Венгерские Ikarus серии 250 оснащали двигателями мощностью 192-250 л.с. В 1968-2002 гг. к нам завезли более 50 тысяч таких автобусов.

РАФ-2203

РАФ-2203 — последний и самый массовый серийный рижский микроавтобус. Машина базировалась на узлах Волги и была оснащена моторами мощностью 95, затем — 100 л.с. РАФ-2203, затем РАФ-22038-02 делали в Елгаве на мощном новом заводе. С 1975 по 1997 гг. собрали около 180 тысяч машин.

Ikarus 260/280

Городские Ikarus 260 и 280 — конструктивные аналоги туристических машин серии 250. «Гармошки» с 220-сильным дизелем имели паспортную вместимость 168 пассажиров. В 1973-2001 гг. к нам завезли 32 079 машин.

Ссылки


Инструменты страницы

Инструменты пользователя