• Онлайн: 2
Содержание
Шаги в космос
Двадцатый век в многовековой истории человечества ознаменовался крупнейшими социальными преобразованиями, большими научно-техническими достижениями. Одним из них является освоение и изучение человеком Космоса.
Первый шаг в изучении и освоении космического пространства принадлежит Советскому Союзу. В памятный день 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый советский искусственный спутник. Это стало событием всемирно-исторического значения, убедительным свидетельством грандиозного научно-технического прогресса нашей страны. С этого исторического дня бурными темпами начала развиваться космонавтика.
Бескрайние просторы Вселенной бороздят сотни советских космических посланцев, верных помощников учёных. Автоматические исследовательские аппараты успешно изучают планеты Солнечной системы. Встали на службу человеку космические системы связи, метеорологии… Уже сейчас их применение имеет важное народнохозяйственное значение.
Апрель 1961 года стал важнейшей вехой в развитии космонавтики. Впервые в мире человеком совершён космический полёт. Первым космонавтом Земли стал гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёт проложил дорогу непосредственному освоению космического пространства человеком.
Характерными чертами советской космической программы являются её широта и многогранность, научная обоснованность и последовательность в решении важнейших этапных задач, всемерное использование полученных результатов в народном хозяйстве на благо человека.
Впереди новые космические старты, новые свершения.
Первый космопроходец
Человечество вступило в эру освоения космического пространства 4 октября 1957 года, когда на околоземную орбиту был выведен первый в мире советский искусственный спутник Земли. В этом полёте впервые были проведены измерения плотности верхней атмосферы и получены данные по распространению радиосигналов в ионосфере.
Советские ученые и инженеры первыми решили сложнейшие научно-технические проблемы, связанные с созданием ракетно-космической техники, обеспечением космического полёта. Первые витки советского спутника стали первыми шагами мировой космонавтики.
Научная лаборатория на орбите
Первой научной геофизической лабораторией на орбите стал третий советский искусственный спутник Земли, запущенный 15 мая 1958 года. На спутнике, весом в 1327 кг, были установлены 12 научных приборов. Комплексный подход к решению научных задач позволил получить важнейшие данные о характеристиках околоземного космического пространства. Исследования первых советских спутников заложили прочный фундамент новой науки — космической физики.
Труженики космоса
В СССР по программе «Космос», начатой 16 марта 1962 года, проводятся комплексные исследования во многих областях науки и техники. Уже сотни спутников в соответствии с этой программой совершили полёты вокруг Земли. Среди них научные спутники и спутники для отработки технических элементов космических систем связи, метеорологических систем и т.д. Создано несколько типов унифицированных спутников, что позволило снизить их стоимость и организовать серийное производство.
Спутники серии «Космос» — верные помощники ученых и инженеров.
На рисунке — один из спутников этой серии.
«Электроны» исследуют космос
Решение ряда важных научных задач требует проведения одновременных исследований в разных областях космического пространства. С этой целью в Советском Союзе создана система из двух станций «Электрон». 30 января 1964 года одной ракетой-носителем была выведена на околоземную орбиту первая такая система, включавшая станции «Электрон-1» и «Электрон-2». Максимальное удаление от Земли одной станции составляло 7100 км, а другой — 68200 км. Впоследствии была создана вторая система, состоявшая из двух спутников. Функционирование непрерывно около года двух систем «Электрон» позволило изучать интенсивность радиации на существенно разных высотах. Эти исследования внесли большой вклад в науку, в обеспечение радиационной безопасности космических полетов человека.
Космическая лаборатория физиков
Принципиально новые исследования космических лучей были начаты запуском 16 июля 1965 года первой научной станции серии «Протон». Если вес первой станции с оборудованием на последней ступени ракеты-носителя был равен 12,2 т, то вес четвертой достигал примерно 17 т. Уникальная научная аппаратура, установленная на станциях, позволила провести изучение природы частиц первичных космических лучей высоких и сверхвысоких энергий. Эти станции получили образное название «летающая Дубна».
«Молнии» сокращают расстояния
Одной из областей практического использования в народном хозяйстве достижений космонавтики является космическая система связи. Первый советский спутник связи серии «Молния» был запущен 23 апреля 1965 года. В настоящее время в СССР постоянно действует космическая система связи, включающая спутники «Молния-1» и сеть наземных приемных станций «Орбита». Эта система связи используется для передачи программ Центрального телевидения и радиовещания на дальние расстояния, а также для телеграфной и телефонной связи между центральными районами и самыми отдаленными областями нашей страны.
Космический разведчик погоды
Важное народнохозяйственное применение имеют спутники в метеорологии. Оперативное наблюдение за распределением облачного покрова и другими метеорологическими явлениями, осуществляемое в глобальном масштабе, позволяет получать необходимые данные для прогнозирования погоды. В настоящее время в СССР действует космическая метеорологическая система, использующая спутники серий «Космос», «Метеор» и наземные приемные станции.
На рисунке — метеорологический спутник «Метеор».
На подлёте к планете загадок
Рейс во многие миллионы километров совершала межпланетная станция «Венера-3», проложившая трассу Земля — Венера и впервые достигшая планеты 1 марта 1966 года. В спускаемом аппарате станции был размещен вымпел — металлический глобус с выгравированными на нём контурами материков, внутри глобуса помещена медаль с Гербом СССР. Этот новый этап космических исследований положил начало прямому изучению планет солнечной системы.
Венера раскрывает тайны
Ещё и сегодня существует большая неопределенность в знании многих характеристик планеты Венера. Это объясняется трудностью наблюдения планеты из-за плотного облачного покрова, окружающего её. Первое прямое изучение атмосферы Венеры проведено 18 октября 1967 года советской станцией «Венера-4». Спускаемый аппарат станции осуществил глубокое зондирование атмосферы планеты. Впервые осуществлены непосредственные измерения давления, температуры, плотности атмосферы, определен её химический состав. Эти исследования внесли большой вклад в разгадку тайн Венеры.
Космические сёстры
Научные исследования требуют проведения многократных экспериментов, проверки и подтверждения полученных результатов. С целью более широкого изучения Венеры в СССР последовательно были запущены станции «Венера-5» и «Венера-6». Запуск двух однотипных станций позволил провести практически одновременное измерение параметров атмосферы в двух районах планеты. 16 и 17 мая 1969 года спускаемые аппараты станций вошли в атмосферу планеты и осуществили глубокое её зондирование. Полученные важные научные данные позволили многое узнать о «планете загадок», её атмосфере и происходящих в ней процессах.
В 1970 году запущена ещё одна межпланетная станция — «Венера-7». Осуществлён первый репортаж с поверхности планеты, проведены новые научные исследования.
На трассе к Марсу
С планетой Марс связаны надежды ученых по обнаружению на ней форм жизни. Многие годы велись споры о наличии на её поверхности каналов, сооруженных разумными существами. Первым космическим исследователем, проторившим трассу к планете, стала советская станция «Марс-1», запущенная 1 ноября 1962 года. В те годы мало что было известно об условиях полёта в дальнем космическом пространстве, и первые станции являлись истинными первопроходцами. Станция «Марс-1» провела обширные научные исследования по трассе полёта.
Радиомост «Земля — космическая станция»
Одной из важных служб, обеспечивающих полёты советских межпланетных станций, является Центр дальней космической связи — служба слежения и управления полётом, приёма научной и технической информации, передаваемой станцией. Смонтированные на одной платформе восемь шестнадцатиметровых чашеобразных антенн послушно подчиняются воле оператора, следя за полётом межпланетной станции в далёком космическом пространстве.
Первая трасса к Луне
Для полётов к другим планетам аппарату необходимо сообщить вторую космическую скорость — около 11,2 км/сек. Первым межпланетным исследователем, разорвавшим оковы земного тяготения и проложившим первую трассу к Луне, стала советская автоматическая станция «Луна-1», запущенная 2 января 1959 года. Она прошла в 6000 км от поверхности Луны и стала первым искусственным спутником Солнца. В полете станцией были проведены научные исследования.
На рисунке — станция «Луна-1» в период пролета Луны.
Первый лунный вымпел
14 сентября 1959 года войдёт в летопись космонавтики как один из важнейших этапов её развития. В этот день впервые в истории человечества был осуществлен космический перелёт с Земли на другое небесное тело. Советская автоматическая станция «Луна-2» достигла лунной поверхности в заданном районе, вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик. В ознаменование этого достижения на Луну был доставлен вымпел с изображением Герба Советского Союза. Этот полёт положил начало прямым научным исследованиям Луны и окололунного пространства.
Космический фотограф
7 октября 1959 года впервые в мире советская автоматическая станция «Луна-3» осуществила облёт Луны и произвела съемку её невидимой стороны. Станция была оснащена фототелевизионной системой для съемки поверхности Луны, автоматической обработки плёнки на борту и передачи на Землю полученных изображений. Полученные снимки позволили составить карту и атлас обратной стороны Луны. Так на Луне появились новые названия — кратеры Циолковский, Ломоносов, Жолио-Кюри, Эдисон, Море Москвы и другие.
Мягкая посадка на Луну
Новый этап в исследовании Луны был начат запуском советской автоматической станции «Луна-9». 3 февраля 1966 года этот космический аппарат совершил первую мягкую посадку на поверхность вечного спутника Земли и передал телевизионные изображения лунной поверхности.
Посадка на Луну, небесное тело, не имеющее атмосферы, является одной из сложных технических задач космонавтики. Торможение аппарата перед посадкой осуществлялось с помощью ракетного двигателя.
Репортаж из Океана Бурь
Прилунение автоматической станции «Луна-9» в Океане Бурь позволило провести первые прямые исследования лунной поверхности, осуществить телевизионную панорамную съемку лунного ландшафта в районе посадки. Впервые учёные получили изображения лунной поверхности, сделанные в месте посадки станции. Исследования по более широкой программе были продолжены станцией «Луна-13» в декабре 1966 года.
Обе станции провели широкий круг научных экспериментов, убедительно доказавших отсутствие глубокого пылевого покрова на поверхности Луны.
Спутник спутника
Глобальное изучение Луны может быть осуществлено с помощью искусственного спутника Луны. Начало этому было положено 3 апреля 1966 года, когда на орбиту вокруг Луны была выведена советская автоматическая станция «Луна-10» – первый искусственный спутник Луны. Оснащённая разнообразной аппаратурой, станция провела широкий комплекс научных исследований. Как трудовой рапорт прозвучал в дни работы XXIII съезда КПСС переданный этой станцией партийный гимн «Интернационал».
«Зонды» исследуют лунную трассу
Советская автоматическая станция «Зонд-5» 21 сентября 1968 года после облёта Луны впервые возвратилась на Землю. Затем ещё три станции этой серии совершили подобные полёты. В этих полётах была решена важнейшая принципиальная проблема современной космонавтики — управляемый спуск космического аппарата, облетевшего Луну и вошедшего в атмосферу Земли со второй космической скоростью, и посадка его в заданном районе. Помимо широких научных исследований, осуществленных станциями этой серии, впервые были сделаны цветные фотографии Луны и Земли.
Триумф автоматики
Наиболее рациональным методом изучения космического пространства при современном уровне развития техники является применение автоматических устройств. Это ещё раз убедительно было доказано полётом советской космической станции «Луна-16». Стартовав 12 сентября 1970 года, станция совершила посадку в заданном районе Моря Изобилия и автоматически осуществила бурение и взятие образцов лунного грунта. 21 сентября, автоматически произведя подготовку бортовых систем, станция стартовала с лунной поверхности, а 24 сентября возвращаемый аппарат с образцами лунного грунта совершил мягкую посадку в расчетном районе территории Советского Союза. Впервые автоматический аппарат совершил рейс Земля — Луна — Земля.
Перед началом космического полёта
Ракета-носитель кораблей «Восток» — на старте. Через несколько минут будут отведены фермы обслуживания, заправочная кабель-мачта — и ракета рванется ввысь.
На первом этапе полёта одновременно работают двигатели первой ступени (четыре боковых блока) и второй ступени (центральный блок). После отделения боковых блоков центральный блок продолжит работу, а затем тоже отделится. Включится двигательная установка третьей ступени, которая сообщит космическому кораблю необходимую скорость. После её отделения корабль начнет орбитальный полёт. Высокие энергетические характеристики и большая надежность ракеты-носителя обеспечили успешное выполнение программ космических исследований. Общая длина ракеты-носителя составляет 38 м, а мощность всех двигателей — 20 млн. л.с.
Полёт продолжается
Уже отделена первая ступень ракеты-носителя — четыре боковых блока. Через определенное время, после прохождения ракетой плотных слоев атмосферы, будет сброшен головной обтекатель, прикрывающий космический корабль.
Корабль выходит на орбиту
Отработали все ступени ракеты-носителя. Достигнута расчётная скорость, необходимая для выведения космического корабля на заданную орбиту. По команде системы управления уже выключен двигатель третьей ступени, через некоторое время она отделится, и космический корабль начнет орбитальный полёт.
Первый космический корабль «Восток» весил 4730 кг. Корабль имел сферический спускаемый аппарат, являвшийся одновременно кабиной космонавта, и приборный отсек с бортовой аппаратурой и тормозной двигательной установкой.
Навстречу Земле
Полёт космического корабля близится к завершению. С помощью специальных систем корабль ориентируется в пространстве, а затем включается тормозной двигатель, и корабль переходит на траекторию спуска. Тормозной двигатель уменьшает скорость корабля до расчётной, а затем спускаемый аппарат с космонавтом отделяется.
Первый в мире космический полёт человека продолжался 108 минут.
Возвращение из космоса
При прохождении спускаемым аппаратом плотных слоёв атмосферы на космонавта действуют перегрузки. Температура воздуха вокруг аппарата возрастает до 10 тысяч градусов, а аэродинамическое сопротивление достигает 20 т. Но аппарат надёжно защищает космонавта от этих воздействий.
Приземление космонавта может осуществляться в спускаемом аппарате или катапультированием.
Человек шагнул в космос
Дальнейшее развитие космонавтики связано с активным участием человека в управлении кораблём, в проведении различных работ и исследований вне корабля, в создании орбитальных станций.
Первый шаг в этом направлении был сделан во время полёта космического корабля «Восход-2» 18 марта 1965 года. Впервые в мире советский космонавт А.А. Леонов вышел из кабины корабля и удалился от него на расстояние до 5 метров. Он провёл в открытом космическом пространстве вне шлюзовой камеры 12 минут. Жизнедеятельность космонавта в этот период обеспечивалась автономной системой. В открытом космосе космонавт осуществил ряд технических работ и научных наблюдений.
Перед стартом
Ракета с космическим кораблем «Союз» на стартовой площадке. Идут последние приготовления к пуску. Ракету окружают фермы обслуживания и кабель-мачта. За несколько минут до старта они будут отведены в сторону. В нижней части ракеты стартовые захваты удерживают её до того момента, пока двигатели не выйдут на расчетный режим, а развиваемая ими тяга не превысит стартового веса ракеты. Как только это произойдёт, ракета с кораблем устремится в космический рейс.
Космическая автоматика в действии
Значительные достижения космической автоматики в 1967 и 1968 годах заложили прочную основу дальнейшего развития космонавтики. Впервые спутники «Космос-186» и «Космос-188», а затем «Космос-212» и «Космос-213» автоматически осуществили в беспредельном космическом пространстве взаимный поиск, сближение и стыковку. В этих полётах успешно испытан сложный комплекс автоматических систем и отработаны операции, необходимые при создании орбитальных станций.
Первое космическое поселение
Одним из важнейших достижений космонавтики последних лет является создание первой в мире пилотируемой орбитальной станции. Эта задача была решена 16 января 1969 года космонавтами В.А. Шаталовым, Б.В. Волыновым, Е.В. Хруновым и А.С. Елисеевым, осуществившими ручную стыковку кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Одновременно был совершён ещё один важный эксперимент — переход двух космонавтов из одного корабля в другой через открытое космическое пространство. Создание орбитальной станции, смена экипажа корабля открыли широкие перспективы перед наукой и техникой, предопределили дальнейшие пути развития космонавтики.
Звёздная эскадрилья
Дальнейшее развитие космонавтики во многом определяется решением таких проблем, как групповой полёт и взаимное маневрирование нескольких космических кораблей, проведение монтажных и других «строительных» работ в космосе.
В октябре 1969 года в течение длительного времени в космосе успешно трудился коллектив трёх космических кораблей «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8». В этом полёте впервые в космических условиях были осуществлены сварочные работы.
424 часа в космосе
Важнейшей ступенью дальнейшего развития космонавтики явится создание и функционирование орбитальных обитаемых станций. Решение этой задачи требует прежде всего всестороннего изучения работоспособности космонавтов в течение длительного времени в условиях космоса, а также определение влияния факторов космического полёта на организм человека.
Значительный шаг в этом направлении был сделан советской космонавтикой в июне 1970 года, когда космонавты А.Г. Николаев и В.И. Севастьянов на космическом корабле «Союз-9» почти 18 суток находились в полете. Кроме важнейших медико-биологических исследований космонавты провели разнообразные эксперименты народнохозяйственного значения. Это был подлинно рабочий полёт. Он по праву был назван «полётом в будущее».
Первая лунная трасса в Море Дождей
17 ноября 1970 года впервые в истории космонавтики на Луну станцией «Луна-17» был доставлен советский автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. Первая колея по лунной поверхности проложена в Море Дождей. Создано новое эффективное средство для широких исследований Луны. Способность аппарата совершать рейсы значительной дальности при длительном сроке активной работы, оснащённость его разнообразной научной аппаратурой и телевизионными устройствами позволяют проводить комплексные изучения лунной поверхности.
Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1971. (32 открытки)
Художник В. Викторов. Автор текста А. Падалинский.
Набор открыток
Ссылки
- https://collectionerus.ru/collections/nabory-otkrytok-transport/368/ – набор открыток «Шаги в космос»