• Онлайн: 2
Содержание
Золотое детство (1907-1917) (222 выпуска)
До революции в России насчитывалось около 300 детских и юношеских журналов. Одни из них выходили длительное время, другие прекращали свое существование на первом же номере. Из этого числа выгодно выделялся журнал «Золотое детство», выходивший в Петербурге в 1907-1917 годах. Адресованный мальчикам и девочкам от семи до двенадцати лет, он был очень любим юными читателями. Содержание его номеров поражает разнообразием. Тут повести, рассказы, сказки, басни, стихотворения, описания путешествий, биографии знаменитых людей, статьи о животных, птицах, насекомых и растений. Кроме того, в каждом из номеров были загадки, шарады, ребусы, головоломки. Перед юными читателями открывалась широта и прелесть окружающего мира.
Следует сказать о постоянных авторах «Золотого детства». Стихи в нем за редким исключением печатали два автора, подписывавшиеся псевдонимами Ирис и Кузнечик. В разделе прозы сотрудничали восемь человек, причем у каждого из которых был свой жанр. Так, М. Богемский и М. Бем-ский были авторами приключенческих повестей. Рассказы из жизни животных разных стран писал С. Вершинин. Увлекательные новеллы сочинял К. Треплев. Под небольшими заметками стояли подписи М. П., М. Ч., К.Тр.
Согласитесь, некоторые фамилии кажутся знакомыми и напоминают о персонажах произведений А.П. Чехова. И это неудивительно – за всеми этими псевдонимами и инициалами скрывался один человек – Михаил Павлович Чехов – младший брат великого писателя. Он был единственным автором всех печатавшихся в журнале произведений – и больших, и мелких. Все двести с лишним номеров «Золотого детства» были созданы авторским коллективом, состоявшего из одного человека.
Следует отметить, что Михаил Павлович был не только поэтом, прозаиком, новеллистом и очеркистом, но и переводчиком. Почти в каждом номере журнала был перевод из французского или английского издания. Предполагается, что анонимный перевод «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола, вышедший в 1913 году, принадлежит Чехову.
Добрый и отзывчивый, обладающий большой энергией и чувством юмора, хорошо представляющий юного читателя, Михаил Павлович сделал великолепное иллюстрированное издание. Эти качества помогли правильно выбрать основное направление журнала – природоведческое. «Золотое детство» становится помощником родителей в воспитании детей, зарождает интерес к природе, учит их осмысленному отношению к окружающей жизни, чтение одновременно заменяло ребенку и игрушку, и становилось умным и полезным развлечением.
Регулярно выходивший два раза в месяц на протяжении десяти лет, по содержанию и изящной внешности журнал «Золотое детство» по праву считался одним из лучших детских изданий того времени.
Помимо интересных рассказов и стихов, каждый номер журнала иллюстрировался великолепными гравюрами. Большие картины, занимавшие целый журнальный лист, становились украшением детской.
Название гравюр – первое, на что обращает внимание читатель, они ёмкие, краткие, броские и удивительно «живые»: «Мореплаватели», «Спасение утопающей куклы», «Маленький найденыш», «С визитом», «В бурю», «Мама, проснись» и другие. Нельзя не вспомнить помещаемые в журнале шутки и ребусы, которые способствовали расширению кругозора, развитию логики и формированию чувства гармонии и красоты, а также о многочисленных приложениях – играх, забавных игрушках, моделях и макетах домиков, мебели, экипажей и др., которые дети должны были изготовить сами с помощью ножниц и клея под наблюдением взрослых.
«Золотое детство» выходило десять лет, у него была своя читательская аудитория. Современники удивлялись огромной трудоспособности, выносливости и изобретательности Михаила Павловича, издававшего журнал самыми минимальными средствами. Чехов выступал в нём как единственный автор.
Существовал в журнале раздел «Верные решения прислали». Его содержание говорило о круге юных читателей, фамилии и имена которых печатались на последней странице. В рубрике «Головоломки» были вопросы и верные ответы, основанные на каламбурах и омонимах: «Почему люди рискуют? Рис не куют, а выращивают»; «Чем похожи и отличаются огонь и озорной мальчишка? Огонь сначала высекают, а потом раскладывают, а озорника сначала раскладывают, а потом высекают».
Последние номера журнала были выпущены в 1917 году. Издание, видимо, было прекращено из-за трудностей, вызванных войной, связанных с повышением цен на бумагу и типографские работы. По последним номерам это уже стало заметно, например, обложка потеряла цвет. Издание журнала «Золотое детство» не стало для семьи Чеховых «золотым дном» в финансовом отношении, что отмечали и современники, но для юных читателей это был настоящий клад знаний и духовных ценностей.
Архив журнала
Нумерация у журналов была довольно занятная. Год начинался в ноябре и заканчивался в октябре следующего. Нумерация номеров идёт с 1 по 24, но внутри года издания, год издания нумеруется как «первый», «второй» и т.д. Поэтому, например, за журналом первого года издания №24 1908 года следовали №№1-4 (ноябрьские и декабрьские) этого же 1908 года, но уже второго года издания.
Основная масса выпусков скачана с сайтов:
К сожалению, некоторых выпусков так и не удалось найти в электронном виде.
Дополнения
Обложки
В первых номерах на обложке был нарисован щенок, который наблюдает за двумя котятами. Но в некоторых последующих картинка менялась. Сначала там вместо рисунка появилась фотография котят, а затем стали появляться не только котята!