Ранее я рассказывал о том, как разгадывать ребусы. Теперь расскажу, как их составлять.
Для того чтобы загадать в ребусе какое-то слово, его вначале надо разбить на более короткие слова или на отдельные слоги. Если разбивать на целые слова, это будет похоже на составление шарад. Шарадами называют стихотворные загадки, в которых загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Обычно в шараде загаданы и составляющие слова, и ответ. Например, такая шарада: «Три буквы облаками реют, Две вИдны на лице мужском, А целое порой белеет «В тумане моря голубом»» (пар-ус).
Если не получается отдельных слов, разбиваем на слоги. Слоги не обязательно должны быть такими, как нас учили в школе. Слог в шараде и ребусе - это не то же самое, что слог в грамматике. По правилам грамматики в слове «КИТЕЛЬ» два слога: «КИ» и «ТЕЛЬ». Но нам такие «слоги» не подходят - они ничего не означают. Нам удобно разбить на части «КИТ» и «ЕЛЬ». В школе за такую разбивку на слоги нас не похвалят, а вот в ребусе этот приём очень даже хорош. Далее, когда я буду говорить «слог», я буду иметь ввиду именно ребусный слог.
Таких коротких слов-кирпичиков, из которых можно складывать другие слова, можно найти довольно много: МЫШЬ+ЯК=МЫШЬЯК, КИТ+ЕЛЬ=КИТЕЛЬ, ДО+РОГА=ДОРОГА, ФА+СОЛЬ=ФАСОЛЬ, КИПА+РИС=КИПАРИС, БАР+СУК=БАРСУК, ВОЛ+ОКНО=ВОЛОКНО и т.п. Но чаще всего всё же придётся пользоваться запятыми и другими приёмами изменения слов, о которых я говорил выше.
Загадывать ребусами можно не только отдельные слова, но и целые фразы. Нужно ли каждое слово зашифровывать отдельно или можно в одном рисунке соединять части слов? Можно и так, и этак. Для начала выписывают все буквы фразы подряд без пропусков и знаков препинания. Слова и без пропусков прочитать можно, а вот запятые могут сбить с толку, потому что будет непонятно, то ли это запятая для снятия буквы, то ли запятая в тексте. Поэтому лучше знаки препинания не использовать. Но если это вопросительная фраза, то знак вопроса в конце лучше оставить.
Например, мы хотим сделать рекламный баннер в виде объявления «Меняю два конька на один велосипед», и, чтобы привлечь к нему внимание, хотим сделать его в виде ребуса. Надо заметить, что если всё объявление будет только из рисунков, то будет не сразу понятно, что это вообще такое. Поэтому можно поступить так: начало фразы оставить как есть, без шифрования, либо вообще оставить всё, а зашифровать ребусом только самую важную часть.
Так как у нас объявление, оставим незашифрованным слово «МЕНЯЮ», а шифровать будем только «ДВА КОНЬКА НА ОДИН ВЕЛОСИПЕД». Записываем все буквы подряд ДВАКОНЬКАНАОДИНВЕЛОСИПЕД и начинаем думать, как нам это разделить.
Конечно же, сразу приходит на ум «ДВА» загадать цифрой 2, «КОНЬ» - это конь. Дальше рассуждаем так: «КАН» - это «КРАН» без буквы Р [«КрАН»]=КАН. «А» можно оставить буквой. «ОДИН» вроде как загадывать цифрой 1 не очень хорошо, перед ней уже буква А стоит, да и «два» уже цифрой загадали, поэтому сделаем «ОДИН» из слова «БОТИНОК»: первую и две последних буквы уберём запятыми, а Т заменим на Д [«бОт(↓Д)ИНок»]=ОДИН. ВЕЛ - это [в «Е» - «Л»]. Далее, «ОСИ» хорошо получается из слова «НОСИК»: [«нОСИк»]=ОСИ. Ну и остаётся «ПЕД». Сделаем его из слова «МЕДАЛЬ»: [«(М=П)ЕДаль»]=ПЕД.
Получился весёлый ребус, который привлекает внимание и довольно легко разгадывается. Чуть ниже я опишу, что в нём хорошего, а что плохого.
Что можно использовать в качестве картинок в ребусах? Всё, что можно изобразить, и что имеет наименование:
Можно использовать гербы городов, флаги стран, куски географических карт. Можно использовать логотипы фирм или фотографии актёров, политиков, кино- и мультперсонажей. Можно использовать любые изображения чего-либо, лишь бы с этим изображением можно было ассоциировать какое-то слово.
Составителям ребусов рекомендую избегать двусмысленностей при составлении головоломок и загадывать именно общие слова, а художникам рисовать простые и понятные картинки, чтобы с первого взгляда было понятно, что изображено. Пусть на рисунке будут изображены малоизвестные предметы, но они должны однозначно интерпретироваться. Хочется, например, использовать в ребусе слово «шерхебель» (это такой вид рубанка). Недостаточно будет просто нарисовать некий рубанок. Да, внешне шерхебель выглядит как обычный рубанок. Но отличается он от обычного рубанка заточкой режущей части, которая называется «железко». У рубанка железко прямое, а у шерхебеля - с полукруглой заточкой и немного уже. Значит, нужно нарисовать шерхебель именно так, чтобы было видно, что железко у него с полукруглой заточкой.
Мальчики изучают это в 5 классе на уроках столярного мастерства, поэтому отгадать слово не должно составить труда. А вот у девочек такие рисунки скорее всего вызовут затруднения :)
Аналогично, нужно различать винты и болты, шурупы, гвозди, анкеры, саморезы, шпильки, шайбы, гайки, гроверы, заклёпки, дюбели и т.п., а также отличать шпонки, шканты, штифты и шплинты :)
Или, например, если хочется загадать слово «танк», то должен быть нарисован именно танк. Не БТР, не БМП, не САУ, а именно танк.
В связи с этим можно предложить два способа подбора рисунков. Первый (для составления простых ребусов) - выбирать рисунки, которые легко узнаются. Второй (для ребусов посложнее) - рисунки уже должны отгадываться. Например, нарисован цветок в горшочке. Для простого ребуса это будет просто «цветок», а для сложного - «фиалка». Соответственно, нарисовать её надо так, чтобы было понятно, что это именно фиалка, а не каланхоэ или бегония. Или нарисован дом. Для первого способа - это просто «дом», а для второго - «здание», «дворец», «изба», «хата», «хижина», «землянка», «лачуга», «мазанка», «палата», «хоромы», «терем», «чертог», «усадьба», «дача», «вилла», «барак», «беседка», «будка», «караулка», «кибитка», «сторожка», «шалаш», «чум», «шатер», «юрта» или «иглу» :).
Допускается, конечно, загадывать и более сложные и хитрые слова. Главное, чтобы всё это было разгадываемо.
Например, можно специально загадывать какие-то похожие изображения, чтобы запутать разгадчика. Например, кто изображен на картинке ниже - Натали Портман или Кира Найтли? :)
Можно загадывать на рисунке не только сам предмет, но и его отсутствие. Тогда разгадывающему нужно будет отгадать, чего именно не хватает на рисунке.
А можно сделать один большой рисунок, в который встроить все рисунки ребуса, и уже на этой «картине» нанести запятые и цифры. В общем, это уже творческий процесс. Главное не увлечься в запутывании головоломки и не сделать её полностью нерешаемой :)
В ребусах буквенная «начинка» слова используется полностью. Но ведь можно использовать не все буквы, а только их часть.
Будем использовать другие правила отбора букв из картинок - выбирать не все, а только некоторые: только первые или только последние, специально помеченные или отобранные по определённым правилам.
Например, будем брать только первые буквы. Это самый простой «детский» вариант ребуса.
На картинке написано МАСТЕРСКАЯ ГОЛОВОЛОМОК.
Можно отфильтровать нужные буквы, «открыжив» их плюсиками или ещё как-то пометив. Например, вот так:
Брать только первые буквы от картинок - это очень просто. Для усложнения можно придумать правила потруднее. Например, под каждой картинкой указывать порядковые номера букв, или брать только средние буквы или последние.
А вот в задачке, изображённой снизу, используется целых три разных правила! На подсказке стрелками показано, что в таблице из левого столбца берётся первая буква, из среднего - последняя, а из правого - средняя.
Парными картинками с омонимами (словами одинаково звучащими, но разными по смыслу) зашифрован ответ: ТВОИ ДРУЗЬЯ.
Поэтому лучше делать чёрно-белые ребусы. Но можно и цветные :)
Высшим пилотажем считается, если ребус составлен с минимум использования запятых, без вычёркивания букв, без замены букв, без использования отдельно стоящих напрямую читаемых букв. Картинки должны быть легко узнаваемы и цеплять глаз.
Желательно не пользоваться шаблонными решениями. Например, надо загадать слово «дорога». Первое, что приходит в голову: ДОРОГА = [«ДО» + «РОГА»]. Рисуем ноту «до» и лосиные рога. Готово! Но так уже делали много раз до нас, и это легко узнаваемо. Поэтому лучше поломать немного голову и сделать что-то посложнее и эксклюзивнее. Например, [«ДО(г)» + Р + «(н)ОГА»] или [«(у)ДО(д)» + «(пи)РОГА»].
Не надо загадывать слова соответствующими им рисунками. Например, если нужно загадать слово «три», то не надо рисовать тройку. Или если нужно загадать пословицу «Копейка рубль бережёт», то нарисовать две монеты - копейку и рубль - это будет, конечно, оригинально, но разгадывать-то особо будет и нечего.
Нужно соблюдать во всём меру. Не надо использовать повторения, одни и те же приёмы. Не надо снимать много букв. Чем меньше используется запятых, тем лучше. Укорачивать слово запятыми более чем на половину в ребусах не принято.
Не нужно применять одиночных букв. Одиночно стоящая буква - это крайняя вынужденная мера. Тем более две подряд.
В ребусах часто используются односложные короткие слова типа «нос», «вол», «уж», «кий», «сом», «дом», «мак», «100» и т.д. Это и понятно. Они входят в состав многосложных слов, поэтому воспользоваться ими очень соблазнительно. Но всё же я не рекомендую использовать эти готовые «штампы».
Познакомившись с этими правилами хорошего тона, вернёмся к ребусу, который мы составили в самом начале, и проанализируем, что в нём хорошо, а что плохо.
«ДВА» загадано цифрой 2, к слову «КОНЬ» нарисован конь. Зачёркнутая буква, отдельная буква, две замены букв вычёркиванием и знаком равенства. На пять слов - шесть ошибок. В школе за шесть ошибок ставят сами знаете что :)
Как же его исправить? Давайте сделаем работу над ошибками и переразобьём нашу фразу.
Вот что получится:
От прежнего ребуса остался только нОСИк от чайника, но зато теперь этот ребус соответствует всем правилам хорошего тона. Да ещё и голову поломать нужно, что за животное - олень или лань, верёвка какая-то - канат, трос или бухта.
Двойной ребус - это когда одними и теми же картинками зашифровывается два разных текста. Отличаются тексты цветом используемых запятых. Как же составить такой ребус?
Начнём с того же, с чего и при составлении обычного ребуса. Выбора текста и разбивки его на слоги. Только делать это будем сразу с двумя текстами. Тексты надо подбирать так, чтобы они были приблизительно одинаковой длины.
Разберём ребус, приведённый выше. У нас есть два текста: «Кончил дело - гуляй смело» и «За правое дело стой смело». Оба текста заканчиваются одним и тем же словом «смело». Повезло. Разбивку надо производить так, чтобы получались пары «слогов», к которым можно придумать один рисунок.
Первая пара получилась сразу - «КОЗА». Чтобы получить «КО» для белого варианта, снимаем белыми запятыми две последние буквы. Чтобы получить «ЗА» для чёрного варианта, снимаем чёрными запятыми две первые буквы.
Со второй парой уже сложнее. Надо выбрать самое короткое слово, которое содержит буквы «П» и «Н». Желательно из трёх букв, потому что и так придётся снимать две из трёх, а это уже больше половины. Подходят слова «пин» (герой мультфильма «Смешарики» или пин-код, или контакт платы памяти), «пан» (пастушеский бог со свирелью), «Пен» (остров), «Пэн» (Питер Пэн). Пина из смешариков нарисовать довольно легко, но когда автор придумывал этот ребус, Пина ещё не было. Поэтому автор выбрал слово «пни».
Таким же образом подбирались слова для остальных пар. Для «Ч» и «Р» выбрали реку «Чир», для «И» и «А» - «ИВА» и т.д. Для «ЛОГУ» взяли перевёрнутый «УГОЛ» (то, что слово перевёрнуто, видно и по запятым). В конце концов получилась вот такая раскладка:
В общем, ничего сложного.
Метод построения зеркального ребуса напоминает двойной ребус - тоже придётся составлять пары букв или слогов. Только разбивать на пары нужно особым способом.
Рассмотрим этот ребус. Левая часть даёт нам [«аисТ» + «плУг»]. Зеркальная из-за отражённых запятых даёт совсем другую расшифровку тех же рисунков: [«пЛуг» + «Аист»]. Вместе получается [ТУ+ЛА]=ТУЛА.
Чтобы составить такой ребус, нужно придерживаться следующих правил:
1. Шифруемое слово или текст должно делиться на две равные части, то есть иметь чётное число букв. Как исключение, можно взять и нечётное число, но тогда в центре текста должна быть симметричная относительно вертикальной оси буква: А, Ж, Λ, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. И эта буква будет отдельностоящей. Рисовать придётся только её левую половинку. Вторая (правая) половина прочитается в зеркале.
2. Самый первый рисунок в зеркале станет самым последним, поэтому должен будет в себя включать первую и последнюю буквы. Второй рисунок - вторую и предпоследнюю букву и т.д. Такие связанные в одном рисунке буквы называют «парными».
Если рисунок к паре слогов изображает слово из трёх букв, то парными будут первая и последняя буквы. Если рисунок для четырёхбуквенного слова, то парными могут быть первая с четвёртой или вторая с третьей. Аналогично для пятибуквенного слова: парные либо первая с пятой, либо вторая с четвёртой. Слова длиннее пяти букв лучше не использовать - придётся рисовать слишком много запятых, ребус будет некрасивым.
Если загадать нужно длинный текст, то ребус можно разбить на несколько строк.
Разберём на примере. Допустим, нужно зашифровать загадку: «У туши уши, а головы нет» (ушат). Загадка сложная, я бы не отгадал. Сделаем её ещё сложнее - в виде зеркального ребуса.
Для начала делим текст на две части:
Шифровать будем так, чтобы первая часть читалась напрямую, а вторая часть - в зеркале. Букв - девять штук, значит будет девять рисунков. Чтобы не рисовать длинную колбасу (да ещё такую же увидим в зеркале), расположим их в три ряда по три рисунка в каждом.
Нарисуем девять прямоугольников, состоящих из двух клеточек каждый. И в левые клеточки впишем первую половину загадки. Для лучшего понимания нарисуем и зеркальную часть и впишем в неё вторую часть текста.
Теперь первую (левую) часть зеркально отображаем вправо, а вторую (правую) часть зеркально отображаем влево.
Самое трудное - позади. Подбираем к парам слова (следуя второму правилу).
Ну что ж, уже почти готово. Осталось расставить запятые.
Всё. Эскиз есть, теперь понятно, какие выбирать рисунки и где ставить запятые. Рисуем. Кстати, рисунок, как я говорил ранее, может сам по себе быть небольшой головоломкой. Например, на картинке ниже утюг нарисован газовый чугунный. Такие утюги были популярны лет 50 назад, а сейчас не каждый и поймёт, что это такое изображено.
Осталось каким-то образом намекнуть разгадывающему, что вторую часть ребуса надо будет прочитать в зеркале - и головоломка готова.
Я немного «осовременил» этот ребус и получилась вот такая версия: