Это моя собственная придумка, по крайней мере ранее я таких нигде не встречал. Берётся фраза, разбивается на «токены» длиной один или два символа и потом всё это в случайном порядке помещается в подходящего размера табличку. Начинать разгадывать можно с любой клетки. Цвет букв указывает на цвет фона следующей ячейки с буквами. И так перескакивая от одной ячейки к другой можно составить некую цепочку из букв. Если ячейки с нужным цветом нет, значит это конец, и надо раскручивать цепочку в обратную сторону от той, с которой начали, только уже искать буквы с цветом ячейки. Если загадано слово или осмысленная фраза, то это сделать обычно не очень сложно.
Для создания размешаек я сделал специальный генератор.
В 64-х клетках квадрата 8×8 вписаны буквы алфавита. Начиная с буквы А в левом верхнем углу, нужно провести непересекающуюся ломаную линию, состоящую из отрезков, которая проходила бы ровно через 33 буквы алфавита и заканчивалась в нижнем правом углу квадрата на букве Я. Поворачивать можно только под прямым углом, по диагонали нельзя.
Разъясню на примере суть задачи и метод её решения. У нас есть квадрат с буквами. Пронумеруем строки и «пробуквим» столбцы (как в шахматах), чтобы каждая буква получила координаты, и было на неё удобно ссылаться при объяснении.
Давайте введём такую терминологию. Условимся называть букву проводимой, если через неё должна пройти ломаная, и непроводимой, в противном случае. Проводимые буквы будем обводить кружочком, а непроводимую — зачёркивать крестиком. Отрезок ломаной, соединяющий две соседние проводимые буквы, будем называть звеном. Тогда формулировка нашей задачи сводится к тому, чтобы соединить звеньями проводимые буквы и получить искомую ломаную.
При решении будем пользоваться такими явными и неявными правилами:
Приступим к решению. Буквы А(a8) и Я(h1) проводимые (по правилу 1) - обводим их, А(h8) становится непроходимой (по правилу 4), зачёркиваем её.
Буква У(g8) встречается в таблице 1 раз, значит по правилу 2 становится проводимой. Так как она с одной стороны окружена границей квадрата, а с другой стоит непроходимая буква А(h8), то по правилу 3 в направлении букв З(f8) и К(g7) проводим звенья и обводим их кружочками.
Буквы К(b1) и З(c1) по правилу 4 становятся непроводимыми, зачёркиваем. Получается, что буква В(a1) оказалась в окружении с трёх сторон, то есть в тупике. По правилу 5 она тоже становится непроводимой. Осталась одна единственная буква В на d1. По правилу 6 она становится проводимой, а по правилу 3 буквы О(d2) и Ё(e1) рядом с ней тоже становятся проводимыми, соединяем О-В и В-Ё звеньями. Тогда по правилу 4 зачёркиваем О(b8) и Ё(b2).
Из А(a8) можно пройти только к Р(a7). Соединяем А-Р звеном. Буква Х(a2) оказалась в тупике, зачёркиваем. Но тогда оставшаяся Х(g1) становится проводимой. Соединяем Х-Я звеном. Далее можно исследовать на проводимость букву Ю(h7) и т.д.
В результате, если чётко и неукоснительно придерживаться изложенных выше правил, получим непрерывную линию из звеньев, удовлетворяющую условиям задачи.
Эта линия даст нам последовательность букв: АРЮЙИЩДТЧЗУКПЕЖЬЦЛБШГЪФСЭНЫОВЁМХЯ. Её можно использовать в качестве кодировочной таблицы для шифра замены.
Плетёнки - это головоломки, составленные из полосок, на которых написаны слова. При составлении такой головоломки сначала слова записывают на обычных бумажных полосках (это, конечно, можно делать и виртуально). Половину слов пишут на горизонтальных полосках, половину - на вертикальных.
Затем эти полоски сплетают между собой так, что половина букв оказывается закрытой. В половине слов получаются скрыты чётные буквы, в другой половине - нечётные. Сплетать можно двумя способами. Задача - восстановить все скрытые буквы и прочитать слова.
Обычно плетёнки создаются на какую-то определённую тематику. Например, в плетёнке сверху была тема «птицы», а в плетёнке внизу загаданы русские писатели-классики (Тургенев, Карамзин, Бальмонт, Гончаров, Державин, Некрасов, Батюшков, Набоков, Толстой, Гумилев, Чаадаев, Радищев, Аксаков, Дельвиг, Гиппиус).
Если загаданы сложные слова, то, также как и в кроссвордах, к словам даются определения. Если слова лёгкие, то можно обойтись и обычным угадыванием. Как видим, некоторые слова прочитываются «влёт», например, Радищев или Державин. А вот над Чаадаевым или Толстым придётся подумать. Поэтому всё же к такой плетёнке лучше придумать для слов определения.
Сквэрворд (англ. square - квадрат, word - слово) - это квадрат, разделённый на клеточки, с записанными в нём определённым образом словами. Большая часть клеток пустая. Задача состоит в том, чтобы заполнить эти пустые клетки буквами из числа имеющихся так, чтобы в каждом горизонтальном, вертикальном ряду и в больших диагоналях квадрата не было двух одинаковых букв, то есть каждая буква встречалась бы по одному разу.
Этот вид задач придумал большой любитель и популяризатор головоломок Леонид Мочалов. Сквэрворд напоминает ставшие популярными последнее время судоку. Решение сквэрвордов также похоже на решение судоку.
Если пробовать решить сквэрворд наугад, то терпения может и не хватить. Основной подход к решению задач такого типа заключается в отыскании клеточки, для которой будет установлена несомненность расположения той или иной буквы. Но как прийти к выводу, что в данной клетке должна стоять какая-то определенная буква?
Выбираем клетку и для нее проводим четкий, логический анализ, устанавливая количество букв, которые можно вписать в эту клетку. Если возможная буква одна - очень хорошо; вписываем её. Две и более - переходим к другой клетке, и так до тех пор, пока поиск не увенчается успехом. Естественно, лучше всего начинать анализ в местах «кущения» букв, попадая под «перекрестный обстрел» рядов и диагоналей.
Для примера рассмотрим решение сквэрворда с ключевым словом «СЛЕЗА». Условимся обозначать горизонтальные ряды квадрата буквами, вертикальные - цифрами, а диагонали - сочетанием букв и цифр. Например, ряд а, ряд 3, диагональ e1 - a5. Далее, СЛЕЗА - ключевое слово данного сквэрворда, поэтому в клетках каждого ряда (горизонтального или вертикального) и каждой диагонали должны быть записаны «слова», являющиеся комбинацией букв С, Л, Е, З, А.
В ряду 1 букву Л нельзя записать в клетки b1 и c1, так как ряды b и c уже содержат эту букву. Буква Л не может стоять также и в клетках a1 и e1 - клетки принадлежат диагоналям, имеющим эту букву. Значит, букву Л запишем в клетку d1. Далее, в ряду d букву А можно записать лишь в клетку d2, а тогда в оставшуюся клетку d4 запишем букву С. Обратимся к ряду b. В какой клетке этого ряда можно записать букву С? Если рассмотреть клетки b2 и b4, то замечаем, что С «не ужиться» в этих клетках из-за соседства с буквами С в диагоналях квадрата. А в клетке b3 С не может быть записана потому, что ряд 3 уже содержит букву С. Итак, букву С записываем в b1. Пятая, и последняя, С по праву займет свое место в клетке c2.
Дальнейший поиск решения приводит нас к клетке c1. Анализ показывает, что только в эту клетку ряда 1 можно записать букву А. А тогда сразу запишем З в c4. Затем находим клетки для двух оставшихся А, это будет a4 и b3.
Ясно, что в a3 будет стоять З. Оставшееся восстановить несложно, и последующий порядок записи букв в клетки квадрата может быть таков: Е в b4, Л в e4, З в e1, Е в a1, Е в e2, Л в a2 и З в b2. Задача решена.
Загадывать можно не только отдельные слова, но и фразы. Фраза разбивается на отдельные буквы, из букв складываются отдельные слова, которые загадываются как в кроссворде, а каждой букве слова соответствует координата в головоломке. Получается такая необычная буквенно-словесная головоломка.
«Филворд» («Word Finder», «Word Search», «Word Seek», «Word Sleuth», «Mystery Word») представляет собой сетку с буквами прямоугольной или квадратной формы. Необходимо найти слова, спрятанные в сетке с буквами. Слова читаются по ломаной линии; линия может изгибаться только под прямым углом. Каждая буква может быть использована только в одном слове. Иногда такую головоломку называют "венгерский кроссворд", хотя, какой же это кроссворд, если слова в нём не пересекаются?
«Девять букв» («Nine Letters») - это одна из разновидностей головоломки «Филворд». Она представляет собой сетку с буквами, разделенную на регионы размером 3 x 3. Необходимо найти слова из 9 букв, спрятанные внутри каждого региона.
«Паутинка» («Spider Web»; ещё одно название - Паук) состоит из кружков, соединенных друг с другом линиями. В кружках располагаются буквы. Необходимо найти непрерывную последовательность кружков, содержащих буквы ключевого слова.
Вместо букв могут также использоваться числа.
Африканский кроссворд - это ещё один «не-кроссворд». Пересекающихся слов тут нет, а есть таблица из букв. Нужно вычеркнуть все повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложить слово-ответ.
Если в судоку вместо цифр использовать буквы, то получатся Godoku («Wordoku», «Alphabet Sudoku»). После решения такой головоломки в какой-либо строке или столбце можно будет прочесть ключевое слово.