Человек, принёсший :-) на ваш экран Ольга Хариф [Olga Kharif], Нью-Йорк Пер. с англ. Marїnais. 21.03.2004 На глазах Скотта Фалмана [Scott Fahlman] его "электронные личики" становились подобием онлайновой стенографии. Но он не приобрёл на этом ни гроша. :( Шёл 1982 г., а Скотт Фалман устал от нудных учёных, вечно не понимающих шуток. Будучи представителем передовой категории ком- пьютерных специалистов, причастных к самым первым онлайновым ньюсгруппам, сотрудник Университета Карнеги Меллона [Carnegie Mellon University, CMU], он участвовал в компьютерных дискуссиях на темы, простиравшиеся от абортов до университетской стоянки. Многие люди, попадавшиеся в ньюсгруппе, имели своеобразное чувст- во юмора, а при отсутствии возможности передать выражение лица или интонацию, их сарказм иногда ошибочно принимали за издева- тельство. Тогда он предложил пишущим в ньюсгруппу использовать компью- терные рожицы - улыбающуюся, ":-)", и грустную, ":-(", - чтобы заменить ими интонацию голоса в сообщениях. Фалман был приятно удивлён, когда участники начали использовать его пиктограммы- "смайлики" для обозначения эмоциональной окраски. Спустя два десятка лет, улыбающиеся и грустные пиктограммы захлестнули компьютерный мир. Называемые ныне "эмотиконами", сок- ращением от "emotive icons" (англ., "пиктограммы эмоций"), ориги- нальные наклонённые улыбающиеся лица Фалмана породили тысячи ва- риаций. И теперь они вышли далеко за пределы выражения эмоций, став символами для обозначения понятий в диапазоне от пикантных эскизов щелочки Долли Партон до Дракулы с верхним прикусом. Су- ществует несколько словарей эмотиконов и горстка исследователей, зарабатывающих на жизнь изучением этого предмета. СЛЫШУ И ВИЖУ. Фалман мог быть не первым, кто предложил эмо- тикон. Загадочный "сетянин" по имени Кевин Мэкензи [Kevin Macken- zie] часто упоминается как первый человек, употребивший символ "-)", в значении "tongue in cheek" (англ., "неискренне, насмешли- во", "дурачить", дословно: "с языком за щекой")) ещё в 1979 г. "Насколько я знаю, я был первым, но никто не может утверждать этого уверенно" - говорит Фалман. Подтвердить происхождение эмо- тиконов Фалмана практически невозможно. Он никогда не распечаты- вал и не сохранял своё знаменитое сообщение. Так же как и не ре- гистрировал товарный знак. Он попросту не предполагал в то время, что его сообщение может иметь какую-то ценность. Как же он ошибался. В 1993 г. издательство "O'Reilly & Asso- ciates", специализирующееся на компьютерной литературе выпустило 93-страничный словарь эмотиконов, составленный Дэвидом Сэндерсо- ном [David Sanderson] под названием "Smileys" ("Смайлики"). При- мерно в то же время Джеймс Маршалл [James Marshall], аспирант ас- трономии Университета Мэриленда [University of Maryland], начал составление онлайнового словаря эмотиконов, который к настоящему времени составляет 2200 записей. Маршалл использует исключительно замысловатый образец подписи в компьютерной почте - она размером почти с пол-страницы и претендует на изображение звёзд и планет вместе с лунами, которые, по его заявлению... "станут трёхмерны- ми, если вы скосите глаза". Популярность эмотиконов нарастала параллельно с развитием систем пейджинговой связи, что убедило компании внедрить в свою продукцию многочисленные эмотиконы, покрывающие всё от гнева и страха до удивления. "Yahoo!", "America Online" и "Microsoft Net- work" предлагают пейджинговые системы со множеством эмотиконов. И сейчас они переводят их в другое измерение. "Yahoo!", поддержива- ющая 16 эмотиконов, рассматривает вопрос о представлении их зву- ками. "Microsoft Network", имеющая 30 различных эмотиконов, вклю- чая и такой, который представляет стакан мартини, разрабатывает анимированные эмотиконы - как утверждает Келвин Чэн [Kelvin Chan], менеджер разработки чат-программы "Microsoft Network" и первый дизайнер эмотиконов в "Microsoft Network". УСТАРЕЛИ? Несколько дюжин предприятий, не связанных с сетя- ми, также обратили внимание на вездесущие символы. За последние пять лет Бюро Патентов и Товарных Знаков США зарегистрировало 24 заявки, связанные с эмотиконами, многие из которых до сих пор действуют. "Claire's Boutiques Inc.", размещающаяся в Хоффман-Ис- тейтс [Hoffman Estates], шт. Иллинойс, зарегистрировала товарным знаком оригинальный улыбающийся эмотикон для использования в юве- лирном деле. "Instructions.com", базирующаяся в Эмблере [Ambler], шт. Пенсильвания, надеется зарегистрировать в качестве товарного знака фразу "service with a :-)" ("обслуживание с :-)") для ис- пользования в сетевой торговле. "Deerfield Communications Inc.", из Гейлора [Gaylor], шт. Мичиган, планирует сделать товарным зна- ком "personal service with a :-)" ("персональное обслуживание с :-)") для программ сетевого обслуживания клиентов, связанных с программным обеспечением. А "MCI Communications" зарегистрировала товарный знак "Is this a great time, or what? :-)" ("Сейчас в са- мый раз или как? :-)") в сфере телекоммуникационных услуг. При мелькании товарных знаков и эмотиконах, прочно утвердив- шихся в сетевом наречьи, складывается впечатление, что там они сохранятся надолго. Хотя специалист по жаргону компьютерных ком- муникаций Наоми Баррон [Naomi Barron] - автор "Alphabet to Email: How Written English Evolved And Where It's Heading" ("Алфавит E- мейла: как и куда идёт развитие письменного английского"), издан- ной "Routledge" в прошлом году, - считает, что может получиться и наоборот. Баррон утверждает, что дни эмотиконов сочтены и "боль- шинство из них уйдёт вместе со сленгом поколения". Может быть и так, но исчезновение не произойдёт незаметно. Помните, что случилось, когда "Despair.com" - сайт, посвящённый чёрному юмору, - в прошлом январе опубликовал глумливую историю о том, что компания подаст иск на каждого, кто без разрешения ис- пользует его товарный знак - грустный смайлик [см.: O.Kharif. Company Loves Misery // Business Week Online. - The McGraw-Hill Companies Inc., Apr 19, 2001]? МИЛЛИАРДЫ "ПРОДАЖ". Шутка вызвала поток гневных писем со всего земного шара. "Некто угрожал: "Поступайте как знаете, но помните о том, что нас миллионы, и если вы сделаете нас преступ- никами, мы вас уничтожим!"". Тогда Despair.com срочно оповестила, что "лицензирует" свой грустный смайлик бесплатно. Было "продано" более 75 млрд. копий, сопровождавшихся двухстраничной пародией на пользовательское соглашение. Некоторые покупатели "заказали" мил- лионы экземпляров. Ну и главное. Как же всё это отразилось на Фалмане? Практи- чески никак. Он не сделал на этом буме ни гроша и не пытался что- либо урвать со своего детища. Всё время мании эмотиконов он про- должал заниматься всё той же работой в CMU, развивая теорию ис- кусственного интеллекта. "Я пытаюсь создать нечто более сущест- венное, нежели та ребяческая выдумка", - говорит Фалман. Пожелаем ему успехов. ;-) Оригинал: [O.Kharif. The Man Who Brought a :-) to Your Screen // Business Week Online. - http://www.businessweek.com/bwdaily/dnfl· ash/apr2001/nf20010423_785.htm: The McGraw-Hill Companies Inc., Apr 23, 2001].