Нормализованный Тезаурус Смайлов Версия 1.02. (x) Marїnais, 19.09.2005 1. Предисловие Смайл ("smile" (англ.) - улыбка) или эмотикон ("emoticon" (англ.) - акро- ним "emotion" и "icon": эмоция и пиктограмма, соотв.) - это пиктограмма, сос- тавленная из строчной последовательности знаков письма (букв, цифр, пунктуации и т.д.). Смайл не зависит от языка и не подчиняется его грамматическим прави- лам, являясь понятием наднациональным (также как другие пиктограммы, гримасы и жесты, с которыми тесно связан). В отличие от сокращений (в т.ч. и международ- ных), смайл никогда не происходит от слов, а, как правило, является попыткой графического выражения ключевого понятия. Одним из основных (но не единствен- ных) назначений смайла является выражение на письме невербальной информации (эмоций), передаваемой в устной речи мимикой и интонацией. Некоторая часть смайлов выражает конкретные понятия, являясь синонимами соответствующих слов, или занимает промежуточное положение. В общей совокупности можно выделить 2 основные категории смайлов: смысло- вые и эмоциональные. Смысловые смайлы являются обычными условными обозначения- ми и кратко передают различные понятия (объекты, процессы, свойства и т.д.). Их близким аналогом являются условные жесты (напр., направленный вверх большой палец как жест одобрения у европейцев). Такие смайлы используются достаточно редко и в специфических случаях, преимущественно, когда жизненно важна компак- тность изложения или для представления в замаскированной форме этически спор- ных, оскорбительных высказываний. Эмоциональные смайлы выражают эмоциональное состояние пишущего и его отношение к написанному. Они не обозначают никаких вербальных понятий и являются письменным аналогом мимики, жестов и интонации при разговорной речи. Используются они значительно чаще смысловых. Следует за- метить, что внешне сходные смайлы могут существовать в обеих категориях однов- ременно и при этом иметь как схожие, так и разные значения. Будучи динамично развивающимся, множество всех изобретённых к настоящему времени смайлов чрезвычайно з а п у т а н о и п р о т и в о р е ч и в о , что составляет серьёзное препятствие их широкому и эффективному применению. Ещё до того, как в 1994 г. автор принялся за составление данного тезауруса, сходных работ было опубликовано немало, но ни одна из них не претендует на ка- кое-либо упорядочение накопленного, а значения одних и тех же смайлов в разных источниках часто сильно разнятся. Данный тезаурус построен по иному принципу. С одной стороны автор стремился охватить как можно большее количество резуль- татов чьей-то творческой мысли в области смайлов, а с другой - включал в сос- тав только то, что было пригодно для формирования с т а н д а р т а , имеюще- го логичную внутреннюю структуру, способного в будущем обеспечить порядок и лучшее взаимопонимание при письменном общении. Т.о., тезаурус носит не описа- тельный, а рекомендательный характер и не ориентирован на толкование. Источниками информации при составлении тезауруса послужили прежде всего довольно многочисленные, но, к сожалению, непрофессионально и бессистемно сос- тавленные каталоги смайлов, выпускаемые периодически в различных частях мира и распространяемые компьютерными средствами, а также общение с компьютерными пользователями и изучение компьютерной переписки. Часть смайлов была получена автором самостоятельно в результате анализа и синтеза. В тезаурус заносились только смайлы, удовлетворяющие следующим критериям: 1. Использующие символы из диапазона 20h-7Fh ASCII, как наиболее постоян- ные в различных кодировках. 2. Обозначающие достаточно широко используемые понятия. 3. Наиболее наглядно отражающие обозначаемое понятие. 4. Наиболее краткие варианты из возможных. К сожалению, даже при таком подходе не удалось полностью избежать омогра- фии, широко распространённой в мире смайлов. В стремлении к полноте коллекции и богатству семантики у автора не поднялась рука исключить некоторые смысловые смайлы, конфликтующие по графике с некоторыми вариантами эмоциональных. Такие случаи помечены в первом разделе знаком "(ом.)". Различение таких смайлов воз- можно только по контексту. В качестве толкований выбирались наиболее распространённые, пригодные для стандартизации и широко используемые значения из известных. Следует также иметь в виду, что для смайлов неактуально понятие части ре- чи, и поэтому толкования к ним приводятся просто в виде слов, наиболее кратко обозначающих соответствующее понятие. В зависимости от контекста каждый смайл может означать р а з н ы е понятия, так или иначе связанные с толкованиями. Для удобства поиска все символы разделены на тематические группы и приведены в алфавитном порядке их толкований. По этимологии смайлы являются пиктограммами изображаемых или ассоциируе- мых объектов в разных проекциях, повёрнутыми под разными типовыми углами. Пос- ле восстановления первичной ориентации, графическое сходство, как правило, оказывается более или менее очевидным. Некоторые смайлы образованы как смысло- вое слияние нескольких. Этимология схематично указана в 4-й колонке, а необхо- димые в некоторых случаях пояснения - в 3-й, внутри наклонных скобок. Знак "?" в соответствующей позиции означает, что этимология неясна. Многие смысловые и подавляющее большинство эмоциональных смайлов имеют семейство аугментативных форм, указывающих на больший чем обычно масштаб обоз- начаемого явления или величину эмоции, соотв. У смысловых смайлов эта форма образуется за счёт повторения некоторых ключевых элементов или внедрения бал- ластных (обычно пробелов). Пример формы, аугментативной на 1 шаг по всем воз- можным для этого элементам, приведён во 2-й колонке таблицы. У эмоциональных смайлов аугментативная форма образуется за счёт повторения ключевых элементов, описанных в соотв. параграфах гл. 3. Автор рекомендует серьёзно относиться к такому незаурядному явлению как смайлы и советует как можно скорее обратить на него внимание всех исследовате- лей и разработчиков, так или иначе связанных со специальной символикой, пос- кольку считает, что после устранения неоднозначности и стандартизации написа- ния они могут послужить богатой основой для создания различных символических систем. Идея передачи эмоционального состояния на письме в языках всего мира до сих пор была разработана крайне слабо - в системе смайлов предлагается одно из решений (причём, что немаловажно, не требующее расширения традиционного символьного состава набираемого текста), которое имеет полное право в ы й т и за рамки сугубо компьютерных применений и стать общеязыковым. Интернациональ- ность же смайлов, заложенная в самой их природе и способах формирования, может принести огромную пользу при устранении языковых барьеров. Список лиц, помогавших в создании данного тезауруса: NoZDR (Ruslan Marchenko) (2:5020), wMaster (Sergey Ermakov) +-- (2:5020), Alexander Grafsky (2:5020), Roman Balaev (biowit) (2:5020), Vladimir Zaitsev (Rabid Rabbit) (2:5020). 2. Смысловые смайлы Занятия (-::-( актёр :-) + :-( :-% :-%% банкир /проценты/ :-) + % d:-) бейсболист от Q:-) :_) боксёр /сломанный нос/ от :-) (:)-) водолаз от :-) (]|:-|] ( ]|:-|] военачальник (]:-| + |:-) + :-)] M:-| военный M:-) + :-| +:-)>-o +:-)>--o врач /с фонендоскопом/ +:-) + :-)>-o (: )t гангстер /с пистолетом/ от (: ) :--0 :---0 демагог :--) + :-0 =|:-)X ==|:-)X дипломат =|:-) + :-)X B-)=8 [> загорающая женщина B-) + :-)=8 [> B-) [> загорающий мужчина B-) + :-) [> \.^./ \ . ^ . / йог /ноги в позе лотоса/ вид спереди *:o) **:o) клоун от :-) C):-) ковбой от =|:-) _(D) __(D) космонавт от :-) p:-| матрос от (]:-| +:-)-8 медсестра +:-) + :-)-8 +-:-| +--:-| монах +-:-) + :-| ~O-) ~~O-) ныряльщик от O-) :-0 оратор /открытый рот/ от :-) (]:-|" ( ]:-|"" офицер /с погонами/ от (]:-| ~=]:-) ~~=]:-) охотник /в шляпе с пером/ от =|:-) o>-< ( >o>-< парашутист от o<-= P-) пират от :-) C=:-) C==:-) повар от =|:-) :--|K= :---|K== политик :--) + :-|K= ($)($) ( $$ )( $$ ) проститутка (o)(o) + $ 8*@ пьяный дебошир 8-) + :*) + :-@ E-:-) E--:-) радиолюбитель от :-) ._:-) ._._:-) радист /"точка-тире"/ ._ + :-) )|> ))|> рыцарь от :-) +:-) санитар от :-) 0-) сварщик от :-) +-:-) +--:-) священник от :-) \oOo/ \ooOoo/ силач от o/ o>--O :-)>--O турист /с фотоаппаратом/ от :-)>-o C:# футболист от :-) (##] хоккеист от :-) :-) >=> :-) >==> читатель от :-) o:-) шахтёр от :-) C):-| шериф C):-) + :-| Онтогенетические категории людей 8:-) девочка от :-) :-)-8 девушка от :-) :-) >- женщина от :-) o8<|= o8<|== красавица от o<-= 3-@ младенец 3-I + :-@ :-) :- :-) :-- мужчина от :-) :) ребёнок (ом.) от :-) :-=) :-==) старик от :-) :-)-B старуха от :-)-8 :-)-8 :- :-)-8 :-- трансвестит :-)-8 + :-) :- :-) > холостяк от :-) :- o<-= o<-== человек повёрнуто на +90° Этнические категории людей =|:-) ~D ==|:-)~~D англичанин /за чаем/ от =|:-) S:<() SS:<() ведда s:<() + S:-) 3(:-| 3 (:-| викинг от (]:-| <|-) < |-) вьетнамец (ом.) от |-) :-$) дикарь от :-) _:-) __:-) индеец от :-) @:-) индиец (ом.) от Q:-) >|-) китаец (ом.) >:-) + |-) |-) монголоид (ом.) от :-) s:<() ss:<() негр от s:-) s:()} ss:()}} негрилли s:() + :-)} s:() ss:() негритёнок s:<() + :) o<<|= o<<|== шотландец /в кильте/ o<-= + o8<|= (^_^) японец прямой вид Социальные категории людей =*[ алкоголик =-) + :*) + :-[ o&-= o&-== бездельник /сложивший руки/ от o<-= $-) $$-) богач $ + :-) =):-? ==):-? буржуй =|:-) + :-? O =-) O =-) верующий O :-) + =-) c~'v c~~'v иудаист от ~'v (_~_) (_~~_) колеблющийся (полит.) условно 3]:-) 3 ]:-) король от =|:-) (_<|_) (_<<|_) леворадикальный условно (_\_) левый (полит.) условно &B-| &&B-| нерд &:-) + B-) + :-| (_$_) (_$$_) нувориш (_!_) + $ ;) озорник /весёлый ребёнок/ (ом.) от :) (_5_) отличник (_!_) + 5 -:-) --:-) панк от :-) :-x пленник /заклеенный рот/ от :-) !+{ !++{ побеждённый /побитое лицо/ от !-( + :-{ (_x_) ( _x_ ) подхалим /целовать задницу/ от (_!_) (_|>_) (_|>>_) праворадикальный условно (_/_) правый (полит.) условно ]:-( рогоносец от :-) ?:-) ??:-) философ /сомневающийся/ ? + :-) <:{)} <:{)}} хиппи от :-{) + :-)} :-)>-+ :-)>--+ христианин от :-)>-o (_><_) (_>><<_) центрист условно oG-= oG-== эгоцентрист /указывает на себя/ от o&-= :-)* :-)** эсперантист /зелёная звезда/ :-) + * Предметы одежды и аксессуары :-)X бабочка от :-) :-)-}8<{{{ :-)-}8<{{{{ бальное платье от :-)-}8 /:-) берет от Q:-) :-)=8 [> бикини :-)=8 + :-) [> ::-) бифокальные очки от :-) :-)=8 бюстгальтер от :-)-8 (: ) вязаный шлем от :-) :-)K= :-)K== галстук от :-) :-{} губная помада от :-() :-)-}8 декольте от :-) (]:-) ( ]:-) каска от :-) Q:-) кепка от :-) -o :-)>--o кулон от :-) :-? курительная трубка от :-) g-) лорнет от :-) :-)-{: < нагота от :-) :-,) наклеенные усы от :-) [:-) наушники от Q:-) B-) очки от :-) {(:-) {{(:-) парик от (:-) :I) :II) пирсинг от :-) :-) [> плавки от :-) :- O-) подводная маска от :-) o^(^o серьги от ^(^ :-G- :-G-- сигарета от :-) :-)X> смокинг от :-)X K:-) тюбитейка от Q:-) @=:-) @==:-) тюрбан от Q:-) M.'v фуражка от .'v <#-) < #-) шлем от :-) =|:-) ==|:-) шляпа от Q:-) :-) [< :-) [ < шорты от :-) [> Части человеческого тела и причёски ~'v ~~'v бакенбарды от .'v o/ oo/ бицепс /напряжённый/ прямой вид :-)} :-)}} борода от :-) |:-) брови от :-) S:-) SS:-) волнистые волосы от :-) (*) (**) вульва прямой вид =:-) ==:-) грива от :-) :-() губы от :-) (o)(o) ( o )( o ) женская грудь прямой вид (_!_) ( _!_ ) задница прямой вид :-(=) :-(==) зубы от :-) ,.'v короткие волосы от .'v s:-) ss:-) кудри от :-) ^(^ лицо (нос и глаза) от (^_^) <=8 <==8 мужские гениталии повёрнуто на -90° :>) нос от :-) :n) нос-пуговка от :-) c=: c==: пенис повёрнуто на -90° &:-) &&:-) причёска от :-) r:-) причёска "конский хвост" от &:-) .'v профиль лица повёрнуто на +90° :-)' :-)'' слюна от :-) #:-) ##:-) спутанная прическа от :-) :-{) усы от :-) =.'v ==.'v хохол от .'v {K:-) {{K:-) чуб от :-) (-) ((-) чёлка от :-) S$:-) SS$:-) шевелюра от :-) Болезни, отклонения и состояния организма :*) алкогольное опьянение от :-) :-|] :-| ] беззубый рот от :-) :-) ( )>- :-) ( )>- беременность от :-) >- o^o близорукость /очки/ прямой вид (:-$ болезнь /искажённое лицо/ от :-( :-{ боль от :-( :c) большой нос от :>) :-R :-RR воспаление горла /Red/ от :-) (_*_) ( _*_ ) геморрой /воспалённый анус/ от (_!_) @-) гипноз от :-) (_#_) (_##_) голод /паутина на заднице/ от (_!_) (_._) ( _._ ) запор /закупоренный анус/ от (_!_) .'U зевание (ом.) от .'v :-( :- :-( :-- импотенция :-( + :-) :- :> карликовость /ребёнок-урод/ (ом.) от :) :-)] квадратный подбородок от :-) 3-( кошмар 3-I + :-( :-7 кривой рот от :-) (-: леворукость от :-) C:-) лысина от :-) :-( >-.. :-( >-... менструация от :-( + :-) >- :-: мутация от :-) =*) наркотическое опьянение =-) + :*) :-~( :-~~( насморк от :-( &-~{ &-~~{ насморк и слезоточение &-{ + :-~( p-( одноглазость от :-( :-'| :-''| переохлаждение от :-| 3-I :-.. 3-I :-... поллюция от 3-I + :-) :- :~-( :~~-( плач от :-( (_o_) ( _o_ ) понос /расширенный анус/ от (_!_) :-1 постная мина от :-) : ( проказа от :-( :%(% :%%(%% прыщи от :-( :v( разбитый нос от :-( &-{ слезоточение от :-{ X-( слепота от :-( X-I смерть от 3-I 3-I сон от :-I >:-< сумасшествие (ом.) >:-) + :-< H-) сходящееся косоглазие от :-) (()) ((())) тучность /жировые складки/ условно !-( фингал от :-( (_8_) ( _8_ ) флатуленция от (_!_) :-)-- :-)--- худоба от :-) :-) -: :-) --: эрекция от :-) :- ~<=8 ~~<=8 эякуляция от <=8 Психические состояния :-9 вожделение /облизывание губ/ от :-) 8-) возбуждение от :-) :^) гордость /задранный нос/ от :-) .'\ грусть (ом.) от .'v 3-{ депрессия 3-I + :-{ F:-| задумчивость /чесание затылка/ от :-| :-> злорадство от :-) :-E злость от :-) :-O изумление от :-) :-[ ] :-[ ] испуг от :-) :-| напряжённость от :-) :-T настойчивость /сжатый рот/ от :-) .-) настороженность от :-) :-\ недовольство от :-) :-# недоумение от :-) :-/ неуверенность от :-) :c( обида /надутый нос/ :c) + :-( :-( огорчение от :-) :-' :-'' отвращение /плевок/ от :-) -=:-o --==:-o отчаяние от :-o :-) радость /улыбка/ повёрнуто на +90° :-t раздражение от :-( :-e разочарование от :-( _\w/ самоуверенность от _\m/ :-< сильное огорчение от :-( *^_^* **^_^** смущение /покраснение/ от (^_^) :-I спокойствие от :-) -=:-( --==:-( страх от :-( ^L^ счастье от ^(^ :-! тревожность /восклицательный знак/ от :-) `:-) удивление от :-) :'-) :''-) умиление от :~-( + :-) -=:-[ ] --==:-[ ] ужас -=:-( + :-[ ] %-6 утомление /отвисший язык/ от :-( |:-I хмурость |:-) + :-I :-M чувство вины /ладонь на губах/ от :-) =-) эйфория от :-) ~:-) ~~:-) энтузиазм /пламя в голове/ от :-) Интеллектуально-коммуникативные понятия ^)^ ^(^ беседа /два лица/ от ^(^ (:-I беспристрастность от (:I + :-I :-S бессвязность от :-) :=) благодарность /?/ от :-) :-)~ :-)~~ болтовня от :-) <:-) < :-) глупость /в дурацком колпаке/ от :-) ;-( грустная шутка ;-) + :-( :-P дразнение /языком/ от :-) ;-> злорадная шутка ;-) + :-> ( '}{` ) интим /два прижавшихся лица/ профильный вид :") искренность /?/ от :-) :-& косноязычие от :-) :--) :---) лживость /"длинный нос"/ от :-) :-8( :--8( надменность /взгляд поверх очков/ от :-) 3:) наивность /ребёнок/ от :) :-d насмешка /кривляние/ от :-) ~:-( ~~:-( негодование :-( + ~:-) :-C недоверие от :-) ([]/ ([ ]/ новичок /"чайник"/ от \[]) :-|K= :-|K== официальность :-| + :-)K= :-` :-`` пренебрежение /плевок/ от :-) :-Z растерянность от :-) (-_-) секрет /зажмуренные глаза/ от (^_^) :-, сомнение от :-' ~8-@ ~~8-@ ссора ~:-) + 8-) + :-@ .'! строгость (ом.) от .'v :-[ тупость от :-] (:I ум /"яйцеголовый"/ (ом.) от :-) :-] упрямство от :-) ~== ~~=== флейм от c== (:-|K= (:-|K== формальность (:I + :-|K= _\m/ хвастовство /растопыренные пальцы/ прямой вид (~@~) (~~@~~) хитрость /"хитрожопый"/ от (_!_) (:-x цензура /зажатый рот/ (:I + :-x ;-) шутка от :-) Физические действия oS-< бег от o<-= :-o вздох от :-) :-@ крик от :-) :-Q курение от :-) :-) M- мастурбация женщины от :-) >- :-) -M: :-) --M: мастурбация мужчины от :-) -: :-$ молчание /рот зашит/ от :-) '-) моргание от :-) [] [[]] объятия условно .'" плевок от .'v oS-Z пляска от oS-< _m_OO_m_ подглядывание /поверх забора/ прямой вид ,-) подмигивание от :-) :-* поцелуй от :-) .'Y свист от .'v :-D смех от :-) |-D хихикание от :-D :-(E) чавкание от :-(=) Животные }-)))*E }--))))*E акула }-)))*> + :-E >:-o антилопа (ом.) от 3:-o })i({ }))i(({ бабочка вид сверху 8I бесхвостое земноводное (ом.) от :) (:= (:== бобр от :) 3:-] буйвол от 3:-o :@E бульдог :@) + :-E pq`#' бык прямой вид 3:-o бык/корова от :-) ~M`'~ верблюд /на фоне барханов/ прямой вид 8:| горилла 8:() + :-| __/\o_ __/\_/\o_ гусеница вид сбоку (:) двустворчатый моллюск (ом.) прямой вид .^ дятел от .'v *^---E *^----E жираф повёрнуто на +90° =:) ==:) заяц от :) '~;E зверёк вид сверху <:3~ <:3~~ землеройка от <:3)~ ~~~~8>~ ~~~~~8>~ змея вид сверху <:>= <:>== индейка от :) >-:) >--:) камбала от >-O) @(*u*)@ коала от (^_^) pp# корова прямой вид =^..^= котёнок от (^_^) =:X) кошка от :-) =<">= ==<">== краб вид сверху ~>-<:E ~~>--<:E крокодил ~>-<: + :-E <:3 )~ <:3 )~~ крыса от <:3~ =8>-( )< =8>--( )< курица повёрнуто на +90° /\oo/\ летучая мышь вид спереди }~~~~*< }~~~~~*< минога от }~~~~*> >}}}}:< >}}}}}:< многоножка вид сверху :<= :<== морж от :) (:[ муравей (ом.) от :) <:3)~ <:3)~~ мышь вид сверху :(|) обезьяна от :) }:-o олень от 3:-o ~\(^o^)/~ ~~\(^o^)/~~ осьминог от (^_^) :=8| :==8| павиан от :-) /\"/\ паук вид спереди *:* **:** пушной зверь от :) }-)))*> }--))))*> рыба прямой вид :@) свинья от :-) ^~~}}}}>: ^~~~}}}}}>: скорпион вид сверху 6\/) слон прямой вид :3-< собака от :-) 3:] собака декоративной породы от :) (OvO) сова от (^_^) 3:o телёнок 3:-o + :) .A тукан от .^ }~~~~*> }~~~~~*> угорь }-)))*> + ~~~~8>~ _@/ __@/ улитка вид сбоку .V утка (ом.) от .^ ~>-<:~~~* ~~>--<:~~~~* хамелеон /ловящий длинным языком/ от ~>-<: ~>-<8I ~~>--<8I хвостатое земноводное ~>-<: + 8I 8:<3 хомяк от :-) (8> цыплёнок (ом.) от :) ~-~-~-(:) ~-~-~-~-(:) червь вид сверху >()<:> >( )<:> черепаха от ~>-<: 8:() шимпанзе от :-() ~>-<: ~~>--<: ящерица вид сверху Растения и грибы @}{{ @}{{{ гвоздика повёрнуто на +90° {= {== гриб повёрнуто на +90° <|<|<|= <|<|<|<|= ель повёрнуто на +90° >>>:=== >>>>:==== колючка повёрнуто на +90° @}->- @}->->- роза повёрнуто на +90° <|<|=== <|<|==== сосна повёрнуто на +90° *>- *>-- тюльпан повёрнуто на +90° +<<-<- +<<-<-<- цветок повёрнуто на +90° Предметы живой природы `'`'` `'`'`'` женские следы от `,`,` }:-) рога от :-) `,`,` `,`,`,` следы (мужские) прямой вид 8-x череп от :-) Еда \%/ \%%/ алкоголь /с процентами/ \~/ + % 0|) бутерброд от (|0|) [#] [##] вафля прямой вид ()%)=( ()%%)=( вино ())=( + \%/ \40%/ водка \%/ + 40% \"/ \""/ газировка от \~/ <\~/ <\~~/ кофе <\_/ + \~/ \~/ \~~/ напиток от \_/ C(%) C(%%) пиво C(_) + \%/ (%> пицца /ломоть/ (ом.) прямой вид (|0|) сандвич повёрнуто на +90° >-)))@> >--))))@> селёдка от }-)))*> C\~/ C\~~/ чай C\_/ + \~/ (') ( ` ) яблоко прямой вид Явления неживой природы ~~~c___ ~~~~c____ берег разрез _\ | /_ восход/закат прямой вид /'\ гора прямой вид ^v^v^ ^v^v^v^ горный хребет разрез /'\_/'\ долина от /'\ ::--(( :::---((( землетрясение от :-( Фантастические существа :-|-P амазонка /девушка без правой гру- от :-| + :-)-8 ди/ O:-) ангел от :-) >:-E вампир (ом.) от >:-) @:] гоблин (ом.) от :) C>=~<-:< C>==~~<-:< джинн от C>= ]B=8} ]B==8} дракон от :=8| ()..() ( )..( ) зоннери от (^_^) {{:-| {{{:-| клингон от (]:-| 8 :-) 8 :-) колдун от :-) (: (=| (: (==| призрак от o<-= :-)-8-{ :-)-8--{ русалка :-)-8 + }-)))*> O :-) O :-) святой /с нимбом/ от :-) {0-) циклоп от O-) >:) чертёнок (ом.) >:-) + :) >:-) чёрт (ом.) от :-) Казни *:-( застреленный от :-( :-( | обезглавленный от :-( :-(O повешенный от :-( Искусственные объекты = C>== бутылка повёрнуто на -90° ---E ----E вилка прямой вид |==- |===- гвоздь повёрнуто на +90° ==#== ===#=== дорожный переход вид сверху ()~~~() ()~~~~() кандалы прямой вид O=m O==m ключ прямой вид <\_/ <\__/ кофейная чашечка от C\_/ |---| |----| кровать вид сбоку C(_) C(__) кружка от C\_/ ---<> ----<> ложка прямой вид ---D ----D лопата прямой вид (p_-) лупа /поднесённая к лицу/ от (^_^) Cxx]===> Cxx]====> меч прямой вид +-- +--- могила O~~O O~~~O наручники прямой вид *<|<|<|= **<|<|<|<|= новогодняя ёлка от <|<|<|= ==--- ==---- нож вид сверху 8X ножницы прямой вид i-=<*** i-=<**** огнемёт прямой вид C==- C===- отбойный молоток повёрнуто на +90° /\ палатка прямой вид O==$ O===$ перископ повёрнуто на +90° \_/ \__/ пиала, стакан прямой вид <<<| <<<<| ракета повёрнуто на +90° <&&> <&&&> резина условно [:|] робот от :) ())=( ())==( рюмка повёрнуто на +90° `->- `-->-- самолёт прямой вид c== c=== свеча повёрнуто на +90° :>)( )( ) :>)( )( ) снеговик от :>) >[I >[ I телевизор /с антенной/ повёрнуто на +90° oo---oo-Bo oo----oo-Bo фура прямой вид \[]) \[ ]) чайник прямой вид C\_/ C\__/ чашка от \_/ #--# #---# штанга прямой вид @= @== ядерный взрыв от {= Абстрактные понятия (_SOS_) ( _SOS_ ) беда (_!_) + SOS (_13_) ( _13_ ) несчастье (_!_) + 13 oZ-< спешка от oS-< Имена собственные =):-)= Abraham Lincoln от =|:-) {:-=| Adolf Hitler от :-=) + :-| :-)== Arnold Swarzenegger /?/ от :-) @=:-{--- 'Asama bn-Ladn от @=:-) + :-{) =:o] Bill Clinton от &:-) (B-0 Bill Gates /выступающий/ (:I + B-) + :-0 :+) Carl Gauss /?/ от :-) C|:-= Charlie Chaplin от =|:-) + :-=) /:-} Che Guevara от /:-) :/7) Cyrano de Bergerac от :c) 5:-) Elvis Presley от &:-) 4:-) George Washington от (|:-) :(=) Jimmy Carter от :-) //o-o\\ John Lennon от (^_^) ]:-) x]==> King Arthur /с Экскалибуром/ от 3]:-) + Cxx]===> 8:o) Mickey Mouse от :-) (Z(:^| Napoleon I /с эмблемой N на каске/ от (]:-| + :^) %\v Pablo Picasso /абстракционизм/ от .'v (:<) Ras Tafari от :<() :'} Richard Nixon от :-) ([( Robocop от :-) 7:^] Ronald Reagan от &:-) *=<:-)} Santa Claus от *<:-)} C|:-? Vincent van Gogh от =|:-) + :-? =|:-{) d'Artagnan =|:-) + :-{) *<:') Буратино от *<:-) *<:-)} Дед Мороз от :-)} :-[x> Дракула от :-E () {:-)= Иисус Христос от O :-) |-8D Карлсон (ом.) от :) +-(:-) Папа Римский +-:-) + (:-) ]:-) Сатана от >:-) (-:|:-) Сиамские близнецы от :-) *<:-)-8 Снегурочка от *<:-)} + :-)-8 @(*_*)@ Чебурашка от (^_^) (B ) Человек-Невидимка (: ) + B-) EK( Чудовище Франкенштейна от :-) Сигналы (^_^)// (^_^)/ / аплодисменты от (^_^) :| "желаю успеха" /?/ (ом.) ? ( o ) (( o )) звуковой сигнал условно ||*()*|| |||*()*||| контакт /рукопожатие/ от ||*( ||@ |||@ кукиш (ом.) от ||*( :/Q "не курить!" от :-Q <<^(^ "не слышно!" /рука прислонена к от ^(^ уху/ (^-^)d (^-^) d неодобрение /мизинец/ от (^-^)b (^-^)b (^-^) b одобрение /большой палец/ от (^_^) M:-) отдача чести от :-) M-) отказ воспринимать /ладонь на гла- от :-) зах/ V (^_^) V (^_^) победа /"victoria"/ от (^_^) m( )m поклон от (^_^) d :-) d :-) почтение /снять шляпу/ от :-) -== -=== "прекратить флейм!" от ~== ||*( |||*( приглашение к контакту /рукопожа- прямой вид тию/ (ом.) :-< > :-< > приглашение к поцелую от :-) ~\ ^(^ ~~\ ^(^ прощание /рукой/ от ^(^ o>-< "руки вверх!" от o<-= ||*) |||*) согласие на контакт /рукопожатие/ от ||*( (ом.) \(^_^)/ \ (^_^) / "ура!" от (^_^) Бранные выражения (_=_) ( _=_ ) безразличие (_!_) + = c=B c==B бюрократ /отсидел яички/ от c=: ("|") (""|"") волосатый от (_!_) (_@_) ( _@_ ) грязная задница от (_!_) (_!_)] ( _!_ )] "жопа с ручкой" от (_!_) (_^_) ( _^_ ) заносчивый от (_!_) (_!_)-> ( _!_ )-> "как из задницы" (_!_) + -> (_100%_) ( _100%_ ) полный крах /"жопа"/ (_!_) + 100% (_%_) ( _%_ ) прыщавая задница от (_!_) (_?_) ( _?_ ) тупица (_!_) + ? ->(_!_) ->( _!_ ) "убирайся!" /в задницу/ (_!_) + <- (_e=mc2_) ( _e=mc2_ ) умник (_!_) + e=mc2 (_;)_) ( _;)_ ) "хитрожопый" (_!_) + ;) ->(_!_)-> ->( _!_ )-> "через задницу" (_!_) + <- + -> (_666_) ( _666_ ) чёрт (_!_) + 666 3. Эмоциональные смайлы Эмоциональные смайлы являются способом передачи на письме гримасы челове- ческого лица. Число их возможных вариантов так же велико, как и число возмож- ных гримас, поэтому предоставить их полный список не представляется возможным. Все эмоциональные смайлы строятся по общей схеме, основанной на смайле ":-)" и состоящей из последовательных независимых зон. Каждая зона может при- нимать как значимое, так и нейтральное (служащее только для сохранения общей конструкции) значения. Ключевым элементом, повторяемым для образования аугмен- тативной формы, обычно (если не указано иное) является само значимое значение. Ниже в порядке написания (слева-направо) перечислены эти зоны и их воз- можные значения: 1. Верхняя часть головы (головной убор и т.п.). Нейтрального значения нет - зона опускается. Повторение ключевого элемента возможно. Значения: ( - лоб - серьёзность -= - волосы дыбом - страх (ключевые элементы "-" и "=") < - дурацкий колпак - непонимание @ - спутанные мозги - переутомление F - чесание затылка - задумчивость ~ - волосы дыбом - сильное возбуждение 2. Брови. Нейтрального значения нет - зона опускается. Повторение ключе- вого элемента возможно. Значения: > - сдвинутые брови - злорадство и коварные намерения ` - приподнятая бровь - удивление | - хмурые брови - хмурость 3. Глаза. Нейтральное значение ":" ("спокойный взгляд"). Повторение клю- чевого элемента невозможно. Значения: % - перекошенный взгляд - переутомление & - сдерживаемые слёзы - сдерживаемый плач , - подмигивание - намёк, двусмысленность . - настороженный глаз - настороженность 8 - выпученные глаза - возбуждение ; - слабое подмигивание - шутка = - одурманенный взгляд - эйфория | - прищуренный взгляд - смех 4. Слёзы. Нейтрального значения нет - зона опускается. Повторение ключе- вого элемента возможно. Значения: ' - слезинка - тихий плач ~ - слёзы - сильный плач 5. Нос. Нейтральное значение "-" ("прямой нос"). Повторение ключевого элемента невозможно. Зона используется редко и в целях экономии может опус- каться. Значения: " - "искренний" нос - искренность * - пьяный нос - опьянение -8 - опущенные очки - надменность = - "благодарный" нос - благодарность ^ - задранный нос - гордость c - "надутый" нос - обида 6. Рот (губы или зубы). Повторение ключевого элемента возможно. Нейтраль- ного значения нет, но зона обязательна. Значения: ! - тревожный рот - тревожность # - сжатые губы - недоумение (невыразимость словами) ' - сильный плевок - отвращение ( - огорчение - отрицательное отношение, огорчение ) - улыбка - положительное отношение, радость * - поцелуй - поцелуй / - правый кривой рот - неуверенность 6 - повисший язык - утомление 9 - облизывающий язык - вожделение < - поджатый подбородок - сильное огорчение > - злая улыбка - злорадство, коварные намерения @ - крик - стремление привлечь внимание C - недоверчивый рот - недоверие D - смеющийся рот - смех E - оскал - агрессия I - прямые губы - безразличие, уверенность M - ладонь - чувство вины O - открытый рот - изумление P - высунутый язык - дразнение T - стиснутые губы - настойчивость U - зевающий рот - апатия V - громкий крик - стремление перекричать Z - растерянная гримаса - растерянность [ - злой упрямый рот - агрессивное упрямство [ ] - широко открытый рот - испуг (ключевой элемент пробел) \ - левый кривой рот - недовольство ] - упрямый рот - упрямство ][ - надутые губы - обида (аугментативная форма "]][[") ` - слабый плевок - пренебрежение d - торчащий язык - насмешка e - разочарованный рот - разочарование o - вздох - вздох t - раздражённый рот - раздражение { - уязвлённый рот - боль | - напряжённый рот - напряжённость Примеры построения эмоциональных смайлов: :-) ¦¦¦ ¦¦L 6 ¦L- 5 L-- 3 1. Отсутствует. 2. Отсутствует. 3. Нейтральное значение. 4. Отсутствует. 5. Нейтральное значение. 6. Улыбка. -------------------------- Радостная улыбка. -=8-[ ] L+¦¦L-T-- ¦¦¦ L- 6 ¦¦L---- 5 ¦L----- 3 L------ 1 1. Волосы дыбом. 2. Отсутствует. 3. Выпученные глаза. 4. Отсутствует. 5. Нейтральное значение. 6. Широко открытый рот (кратный ключевой элемент). ---------------------------------------------------- Возбуждение от сильного испуга и удивления. `;-\ ¦¦¦¦ ¦¦¦L--- 6 ¦¦L---- 5 ¦L----- 3 L------ 2 1. Отсутствует. 2. Приподнятая бровь. 3. Слабое подмигивание. 4. Отсутствует. 5. Нейтральное значение. 6. Левый кривой рот. ---------------------------------------------------- Шутливое показное недовольство и удивление. Эмоциональные смайлы употребляются в предложении наравне со словами, от- делённые пробелами, на правах знаков препинания. В случае столкновения смайла с другим знаком препинания смайл пишется после него через пробел. 4. История происхождения смайлов Возможно, идея смайла появлялась и исчезала несколько раз с тех пор, как человечество начало применять литерный набор текста, т.к. она достаточно прос- та, но потребность в ней неочевидна, пока этот набор не используется для пов- седневного эмоционально окрашенного общения. Существует мнение, что знаки ":-)" и ":)" для обозначения шутки использо- вались операторами телетайпов [2; 11]. Но если это и так, их изобретение не оставило какого-либо следа. Достоверно зафиксировано, что мысль о специальном знаке для передачи улыбки в письменной речи, высказывалась писателем Владимиром Владимировичем Набоковым в 1969 г. [8]. Тогда же он предположил, что этот символ должен иметь в своей основе изогнутую линию. Но идея не была воспринята. Единственным полноценным и реально использовавшимся смайлом, достоверно возникшим обособленно и задолго до основного семейства современных смайлов, является символ вида "()" используемый в стенографии для краткого обозначения аплодисментов, сопровождающих записываемую речь [10, с. 289]. Он имеет даже такой типичный признак смайла, как ключевой элемент аугментативной формы, роль которого выполняет пробел между скобками "( )" указывающий продолжительность аплодисментов. Интенсивность аплодисментов в нём передаётся, однако, внесмай- ловым методом - через растягивание в высоту. Несмотря на очевидное отличие функции и принципа построения от множества остальных стенографических сокраще- ний, особая лингвистическая сущность этого символа не была осознана и никак не выделялась в описаниях. Первые смайлы как осознанно новое семейство символов возникли в англоя- зычной среде университетских компьютерных сетей - предков Интернета - в США на рубеже 70-80-х гг., как попытка передачи пользователями компьютерной почты своего эмоционального отношения к написанному посредством знаков, доступных при наборе компьютерного сообщения (ASCII). В 1972 г. в США начался выпуск компьютеров серии PLATO IV, консоли кото- рых позволяли набирать литеры, накладывая их друг на друга с различным смеще- нием. Пользователи применяли эту возможность для конструирования пиктограмм, в числе которых были обозначения как смысловых понятий, так и эмоций [6]. Однако они не были истинными смайлами, а лишь промежуточным этапом на пути к ним. Прогрессивная возможность консолей PLATO IV не получила продолжения в последу- ющих поколениях компьютеров, что и предопределило появление смайлов как собст- венно литерных последовательностей. Как это обычно бывает со всем новым, смайлы не были восприняты в момент своего появления всерьёз, и их ранняя история не была как-либо надёжно зафик- сирована. На этот счёт существуют только версии, достоверность которых основы- вается в конечном счёте лишь на доверии тем, кто их рассказывает в качестве якобы участника событий. Автором первого смайла иногда называют некого Кевина Мэкензи [Kevin Mac- kenzie], впервые использовавшего в 1979 г. знак "-)" со значением "шутка" [5; 12]. Этот знак был призван изобразить язык, упирающийся в щёку во фронтальной проекции, и происходил от английского выражения "speak with tongue in cheek" (дословно: "говорить с языком за щекой") - "говорить неискренне, насмешливо", "дурачить". Знак не получил распространения, видимо, оттого, что основывался на ассоциациях, специфичных для английского языка и неочевидных для носителей других. Он лишь изредка фигурирует в каталогах. Наибольшее распространение получили и стали основой множества производных символы ":-)" и ":-(", принцип которых заключается в том, что если повернуть эти последовательности на -90°, получаются подобия улыбающегося и грустного лица с глазами, носом и ртом. Общепринятая версия [1; 2; 4; 5; 9; 11; 12] свя- зывает их изобретение со Скоттом Фалманом [Scott E.Fahlman], студентом Высшей Школы Информатики Университета Карнеги Меллона [Carnegie Mellon University School of Computer Science (CMU SCS)] в Питтсбурге [Pittsburgh], шт. Пенсиль- вания, США. В начале 80-х гг. в кругах университета большой популярностью пользова- лись компьютерные "доски объявлений" (bulletin board, bboard) - прототипы ньюсгрупп и эхоконференций, - базировавшиеся на внутренней университетской се- ти. На "досках объявлений" преподаватели, персонал и учащиеся обсуждали зло- бодневные темы. В соответствии с духом студенческой публики, большое количест- во сообщений претендовало на юмор. По косвенным сведениям в одной из лабораторий был придуман смайл "\__/", изображавший улыбку и обозначавший шутку. Но он не вышел за пределы этой лабо- ратории. Основная же история смайлов началась с того как 16.09.1982 один из участ- ников переписки в пику зашедшего разговора закинул шутку, будто один из уни- верситетских лифтов загрязнён ртутью [1]. Часть пользователей, прочитав впере- межку с серьёзными сообщениями, восприняла всерьёз и её, подняв панику. Вскоре появилось опровержение, но этот инцидент побудил некоторых задуматься над тем, чтобы во избежание подобных недоразумений выработать соглашение маркировать шуточные сообщения специальным знаком. Было высказано несколько предложений. Одно из них принадлежало С.Фалману, который 19.09.1982 предложил использовать последовательности ":-)" и ":-(" для маркировки шуточных и серьёзных сообще- ний, соотв. Этот вариант, в котором наглядность, универсальность и лёгкость набора сочетаются предельно удачно, и прижился, хотя значения смайлов несколь- ко изменились. Первым в истории человеком, последовавшим соглашению, был Дэвид Турецки [David Touretzky], опубликовавший на следующий день первую шутку с этой пометкой [1]. Он же и сразу приступил к экспериментам с её модификациями. Участники не придали тогда никакого значения своему нововведению, но по мере того, как выпускники университета - тогдашняя элита и фанаты компьютерно- го дела - разъезжались по стране, распространялись и сливались компьютерные сети, и смайлы стали распространяться вместе с ними. Оригинальная идея - ком- бинировать обычные литеры, синтезируя пиктограммы физиономий, захватила умы и вскоре появилось множество модификаций и их каталогов. Долгое время переписка, приведшая к изобретению смайлов, считалась утра- ченной за давностью времени, пока в 10.09.2002 г. Джефф Бейрд [Jeff Baird] при поддержке технического персонала CMU SCS не извлёк в результате кропотливых поисков на старых архивных носителях университета резервную копию с сообщения- ми той "доски объявлений" [4; 9]. Идея составлять пиктограммы, комбинируя символы ASCII и подходящие углы поворота, подстегнула творческий зуд множества компьютерщиков. Позднее появи- лись смайлы, основанные на совсем других принципах. В странах Восточной Азии, народы которых используют иероглифы, идея смай- лов нашла особенно благоприятную почву для развития. Считается, что здесь поя- вилась другая чрезвычайно обширная категория смайлов, изображающих детали лица в горизонтальной полосе без поворота. Их основой является символ "(^_^)", обозначающий глаза, рот и контуры лица в фас. Специфику этих смайлов определи- ло то, что передача различных эмоций и ситуаций с помощью условных обозначений широко практикуется в японском искусстве комиксов манга, и то, что эмоции в нём передаются преимущественно с помощью глаз, а не всего лица, как в европей- ском. [7] К другой, достаточно плодовитой категории относятся смайлы, изображающие лицо в профиль. Их предком является символ ".'v", обозначающий глаз, нос и рот профиля лица, смотрящего вправо, повёрнутого на -90°. История происхождения этой категории неизвестна. Некоторые смайлы появились не видоизменением других, а примкнули к соот- ветствующему семейству извне как адаптации ранее существовавших пиктограмм, графика которых хорошо подходила для этого. Самый распространённый пример та- кого рода - смайл эйфории "=)" с приведённой к общей схеме формой "=-)". Этот смайл произошёл от пиктограммы в виде рожицы без носа, с улыбающимся ртом и вертикальными чертами на месте глаз, одним из значений которой является психо- делическая эйфория [3]. Пиктограмма была повёрнута на -90° и превращена в смайл с этим же, но несколько более широким значением. Помимо лица, изобретатели смайлов стали пытаться изображать другие инфор- мационно значимые части тела, напр., ягодицы и гениталии для построения смай- лов с сексуальным или бранным смыслом. Впоследствии, по мере распространения глобальных сетей, компьютерной поч- ты и BBS по всему миру смайлы распространились повсеместно в компьютерной сре- де и стали международными. В русский язык смайлы также пришли через глобальные сети (преимущественно через Фидо и связанные с ней BBS, сыгравшие роль пионе- ров в развитии компьютерной культуры в нашей стране). В настоящее время смайлы активно используются и быстро развиваются исклю- чительно в компьютерной среде, практически полностью отсутствуя в других сфе- рах как русского, так и прочих языков. Как редкое явление они иногда проникают лишь в печатные тексты, связанные с компьютерной тематикой и написанные компь- ютерными специалистами. Смайлам, как диковинке компьютерной культуры, иногда посвящают публикации в общетематической бумажной периодике. Единственными, кто воспринял идею смайлов на официальном уровне, являются компании, связанные с коммуникационным оборудованием, уверенно использующие эти знаки в выпускаемом программном и аппаратном обеспечении. С расчётом на широкий круг пользовате- лей, они также пытаются принести в идею свой подход, заменяя классические кон- струкции более реалистичными пиктограммами, не требующими богатого воображения и сообразительности, чтобы понять их смысл. Но схема построения смайлов комби- нированием символов ASCII выигрывает своей неприхотливостью и доступностью практически на любых системах символьного представления. Источники: 1. Complete Bboard Post Sequence in Which the :-) Was Invented. - http://res· earch.microsoft.com/~mbj/Smiley/BBoard_Contents.html. 2. Fahlman S.E. Smiley Lore :-). - http://www-2.cs.cmu.edu/~sef/sefSmiley.ht· m, Sep 12, 2002. 3. Hagberg T. Symbols '98 Encyclopedia Pro. - http://www.symbols.com: HME Me- dia, 1997. 4. Jones M.B. The First Smiley :-). - http://research.microsoft.com/~mbj/Smi· ley/Smiley.html, Sep 12, 2002. 5. Kharif O. The Man Who Brought a :-) to Your Screen // Business Week Onli- ne. - http://www.businessweek.com/bwdaily/dnflash/apr2001/nf20010423_785. htm: The McGraw-Hill Companies Inc., Apr 23, 2001. 6. PLATO Emoticons // Dear B.L. PLATO People. A History Book Research Pro- ject. - http://www.platopeople.com/emoticons.html, Sep 13, 2002. 7. Takagi H. Japanese Smileys (Emoticons) // Hiroette.com. - http://club.pep. ne.jp/~hiroette/en/facemarks/index.html, 12 Nov 2002. 8. Whitman A. Interview with V.V.Nabokov // The New York Times. - NY, Apr 19, 1969. - http://lib.novgorod.net/NABOKOW/Inter11.txt: Библиотека Максима Мошкова, Jul 25, 1998. 9. Джоунз М. Первый смайлик :-). - эх. RU.E.LETTER@FidoNet; RU.SEMIOTICS@Fi- doNet: Marїnais <2:5020/2613.5>, 21.03.2004. 10. Демачёва Ю.С., Заранко К.М. Стенография: Учеб. пособие для сред. ПТУ. - М.: Высш. шк., 1986. 11. Фалман С. Алхимия улыбок :-). - эх. RU.E.LETTER@FidoNet; RU.SEMIOTICS@Fi- doNet: Marїnais <2:5020/2613.5>, 21.03.2004. 12. Хариф О. Человек, принёсший :-) на ваш экран. - эх. RU.SEMIOTICS@FidoNet: Marїnais <2:5020/2613.5>, 21.03.2004. 5. Узус применения смайлов в современном русскоязычном Фидо Множество применяемых на практике смайлов невелико относительно их общего возможного числа. Практически всегда это смайлы эмоциональные и производные от ":-)". Это множество состоит из 3 категорий. 1. Небольшое ядро из смайлов, повсеместно употребляемых и со стабильными значениями: ------T--------T-------T-----------------¬ ¦смайл¦ключевой¦краткая¦ значение ¦ ¦ ¦элемент ¦ форма ¦ ¦ +-----+--------+-------+-----------------+ ¦ :-) ¦ ) ¦ :) ¦ радость, улыбка ¦ ¦ ;-) ¦ ) ¦ ;) ¦ шутка, намёк ¦ ¦ :-( ¦ ( ¦ :( ¦ огорчение ¦ ¦ ;-( ¦ ( ¦ ;( ¦ грустная шутка ¦ L-----+--------+-------+------------------ 2. Метаядро из смайлов употребляемых мало, но также со стабильными значе- ниями: --------T--------T-------T------------------------------¬ ¦ смайл ¦ключевой¦краткая¦ значение ¦ ¦ ¦элемент ¦ форма ¦ ¦ +-------+--------+-------+------------------------------+ ¦ :-/ ¦ / ¦ :/ ¦ неуверенность, недовольство ¦ ¦ :-\ ¦ \ ¦ :\ ¦ неуверенность, недовольство ¦ ¦ :-| ¦ | ¦ :| ¦ безразличие, уверенность ¦ ¦ :-I ¦ I ¦ :I ¦ безразличие, уверенность ¦ ¦ :-[ ] ¦ [ ] ¦ :[ ] ¦ удивление, изумление ¦ ¦ :-( ) ¦ ( ) ¦ :( ) ¦ удивление, изумление ¦ ¦ :-* ¦ * ¦ :* ¦ поцелуй ¦ ¦ :-E ¦ E ¦ :E ¦ ярость ¦ ¦ :-> ¦ > ¦ :> ¦ злорадство ¦ ¦ :-P ¦ P ¦ :P ¦ дразнение ¦ ¦ :~-) ¦ ~ ¦ :~) ¦ радостный плач ¦ ¦ :~-( ¦ ~ ¦ :~( ¦ горестный плач ¦ ¦ 8-) ¦ 8 ¦ 8) ¦ возбуждение ¦ L-------+--------+-------+------------------------------- Замена элемента ":" (нейтральное значение) в позиции глаз придаёт смыслу оттенок шутливости, притворства. Небольшая часть пишущих этот оттенок не выде- ляет, используя в соответствующих ситуациях нейтральное значение. 3. Периферия с неутвердившимися значениями, состоящая преимущественно из индивидуально-стилистических вариаций смайлов ядра и метаядра. Наибольшая часть стилистических вариаций образована посредством замены отдельных элементов в смайлах ядра и метаядра на другие без изменения их зна- чения: а) Элементы ":", ";" и "8" в позиции глаз заменяются на "%", "Ж", "8", "=". б) Элемент "-" в позиции носа заменяется на "o" и "=". в) Элементы ")" и "(" в позиции рта заменяются на "[" и "]", соотв. г) Написание смайлов также может зеркально отображаться. д) К смайлу достраиваются элементы "Ж", "=" в позиции верхней части голо- вы, обычно не несущие смысловой нагрузки. Отдельную категорию периферии составляют альтернативные сокращённые формы смайлов ядра: а) "-)" и ")" для ":-)"; б) "-(" и "(" для ":-(". 6. Место смайлов в истории письменности Пока большинство людей, непричастных к компьютерным сетям, не имеет пред- ставления о том, что такое смайлы и в чём заключается их роль в языке. Более того, в силу консерватизма, свойственного любым аспектам развития языка, мно- гие люди, даже знакомые с этим понятием, считают смайлы чем-то избыточным - неким кратковременным модным веянием, стоящим в стороне от развития основного языка и не приносящим какой-либо пользы. Нередко встречаются мнения о том, что смайлы "засоряют" язык, делая его более примитивным и "отучают" активно приме- няющего их человека от умения выражать обычными словами то же самое, что пере- дают смайлы. Автору такой подход представляется крайне н е д а л ь н о - в и д н ы м . Чтобы понять, почему это так, полезно совершить небольшой экс- курс в историю человеческой письменности. Любой человек в наши дни с лёгкостью перечислит все буквы алфавита, но при этом мало кто в полной мере осознаёт тот факт, что в действительности мно- жество знаков, используемых нами при письме, гораздо б о л ь ш е . К сожале- нию, в стандартных учебных курсах история современной письменности освещается крайне слабо. Поэтому лишь узкий круг специалистов знает, что ещё сравнительно недавно многого, к чему мы привыкли сейчас, в письменном языке не было, появ- лялось оно постепенно; под давлением потребностей усложняющейся жизни письмен- ность развивалась от крайне простых систем в сторону усложнения и пополнения новыми средствами; тот богатый инструментарий письменного выражения информа- ции, которым мы располагаем в наши дни, рождался в муках; а косное сопротивле- ние современников разумным нововведениям было в истории заурядным делом. Обы- ватель, критикующий злоупотребление "посторонними" символами, легко и естест- венно сам использует цифры и знаки препинания, не подозревая, что когда-то их признание сопровождалось не меньшим неприятием. Древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв, уложен- ных в строки без каких-либо правил переноса, различия регистра, пробелов, пун- ктуации, делений на абзацы, предложения и чего-либо подобного вообще. Выгляде- ло это примерно так: MVLTARENASCENTVRQVAEIAMCECIDERECADENTQVEQVAENVNCSVNTINHONOREVOCABVLASIVOLE TVSVSQVEMPENESARBITRIVMESTETIVSETNORMALOQVENDI Так писали практически всё средневековье. Мало того, во многих ранних языках и вариантах письменности часть букв о п у с к а л и , особенно гласные, записы- вая лишь костяк слова, сокращённого таким образом буквально до невозможности, т.е. вот так: MLTRNSCNTRQIMCCDRCDNTQQNNCSNTNHNRVCBLSVLTSSQMPNSRBTRMSTTISTNRMLQND Нетрудно понять, насколько т я ж ё л ы м был такой текст для чтения. Причина подобной практики была в дороговизне доступных писчих материалов и в трудоём- кости письма, которое выполнялось вручную специально обученными каллиграфами. Да и книги в то время предназначались лишь для узкого круга специально же обу- ченных их читать людей. Цифры, как специальные знаки для позиционной записи чисел, тоже появились далеко не сразу. Долгое время для записи чисел пользовались теми же буквами, что и для слов, комбинируя их по каким-либо правилам. Выполнение арифметичес- ких операций в бытовавших тогда непозиционных системах счисления было очень трудоёмким, а интерпретация записанных буквами чисел в общем сплошном потоке слов - неоднозначной. Предполагается, что немало ошибок и неясностей в дати- ровках документов прошлого возникло именно из-за такой двоякости применения букв [напр.: 6, с. 117]. Никто толком не знает, кем, как и когда были придума- ны современные "европейские" цифры [7, с. 52, прив. по: 3, с. 256] и позицион- ная система записи чисел. Известная всем со школы традиционная точка зрения, будто они были изобретены в Индии, а затем привезены в Европу арабами, не име- ет на самом деле никаких особых оснований и ничем не лучше множества других. (Следует заметить, что в арабских странах до сих пор применяются свои цифры, лишь отдалённо похожие на те, которыми пользуются в Европе [2, с. 191], из-за чего традиционное именование последних "арабскими" некорректно.) Считается, что первым практику записи чисел общепринятыми теперь цифрами начал итальянс- кий математик Леонардо Фибоначчи [Leonardo "Pisano" Fibonacci] [1], традицион- но относимый к XIII в. (что спорно). Попробуйте сложить два числа в римской записи, и вы поймёте, как это неудобно по сравнению со сложением в "столбик" записей современными цифрами. Но на осознание того, что очевидно в наши дни, потребовались века, пока более прогрессивная запись вытесняла менее удобные, и сохранившиеся до сих пор, римские цифры. Существует, напр., поучительное упо- минание о том, как в 1299 г. (дата спорна) во Флоренции применение "арабских" цифр было официально з а п р е щ е н о [5, с. 37], как непатриотическое. Ре- гулярное же применение современных цифр началось лишь с XVII в. [4, с. 255]. В России записывать числа буквами постаринке продолжали ещё и в XVIII в. Только где-то в XIV в. стало уверенно появляться разделение текста на слова. Поначалу это делали небольшой точкой в центре символьной позиции - "·", т.е. так: MVLTA·RENASCENTVR·QVAE·IAM·CECIDERE·CADENTQVE·QVAE·NVNC·SVNT·IN·HONORE·VOC ABVLA·SI·VOLET·VSVS·QVEM·PENES·ARBITRIVM·EST·ET·IVS·ET·NORMA·LOQVENDI потом точку перестали писать, оставляя лишь свободное пространство - пробел: MVLTA RENASCENTVR QVAE IAM CECIDERE CADENTQVE QVAE NVNC SVNT IN HONORE VOC ABVLA SI VOLET VSVS QVEM PENES ARBITRIVM EST ET IVS ET NORMA LOQVENDI Первые пробелы были очень узкими и едва заметными, что, по-видимому, связано всё с той же экономией бумаги. Появилось и разделение на строчные и заглавные буквы, с помощью которых стали обозначать начала предложений. Диакритические знаки (над- и подстрочные, напр., различные ударения) по- являлись по мере того, как всё новые народы приобщались к письменности, прини- мая какие-либо из уже существовавших к тому времени алфавитов, которые прихо- дилось из-за этого адаптировать к новым звукам. В некоторых языках (арабская и еврейская письменность) они восполнили опускавшиеся ранее гласные, когда с вы- ходом грамотности за пределы узкого круга специалистов экономия писчего мате- риала перестала быть рациональной. Впрочем, в арабском языке многие гласные в повседневной практике не считают нужным отмечать на письме и поныне. Несмотря на то, что идея пунктуации, предназначенная передать на письме эмоциональные особенности прочтения и разделить текст на смысловые участки, появилась очень давно, она долго не получала широкого распространения. Этому можно найти объяснение. Дело в том, что изготавливавшиеся в единичных экземп- лярах рукописные книги использовались в средние века в основном для сохранения канонических произведений религиозного содержания, которые избранные специа- листы (священники) зачитывали перед публикой. Поскольку этих текстов было нем- ного и все они были известны им наизусть, текст служил лишь опорой при чтении, которое во многом осуществлялось по заученной традиции и было хорошо отработа- но практикой. Те немногие избранные, кто работал с книгами, знали по памяти, где и как следует расставить паузы и интонации и как структурирован текст по смыслу. Когда же книгопечатание и грамотность распространились достаточно, чтобы их стали применять для текстов разнообразного содержания, не как опору для чтения по памяти, а именно для передачи незнакомой информации, возникла, наконец, необходимость дополнить текст вспомогательными знаками, которые об- легчили бы его понимание. В истории сохранился характерный пример человеческой неразумной языковой консервативности: даже в XV в. нередко можно встретить юридические документы, в которых знаки препинания полностью отсутствуют [5, с. 85]. Вероятно, юристы того времени, подобно ретроградам всех других эпох, объясняли это тем, что де знаки пунктуации "засоряют" смысл предложений. В наше время, однако, подобная мысль вряд ли кому-то придёт в голову... Знаки препинания очень долго флуктуировали, меняя своё значение и начер- тание у разных авторов, школ и стилей, точь-в-точь, как нынешние смайлы. Счи- тается, что впервые изображённые примерно так, как сейчас, и с современными значениями знаки препинания были предложены лишь в XVI в. венецианским печат- ником Альдо Мануцио [Aldo Manuzio, Aldus Manutius] [1; 5, с. 87]. В XVII в. на основе его рекомендаций сформировалась пунктуация большинства европейских язы- ков, включая русский, которая с тех пор между этими языками различается незна- чительно. Весьма поучительна история происхождения знаков восклицательного и вопро- сительного. Первый произошёл от латинского восклицания "Io", выражавшего ра- дость, которое сначала писалось в конце предложения, как обычное междометие, затем обе буквы стали для компактности писаться одна над другой, пока не сли- лись в один символ - "!". Аналогично и происхождение второго от латинского слова "Quaestio" - "вопрос", которое, сокращённое до "Qo", ставилось в конце вопросительных предложений, а затем так же слилось в один символ - "?". Как видим, краткие знаки оказались всё же лучше, чем передача того же самого сло- вами... :-) [5, с. 94] Знаки структурных делений текста, сносок, примечаний и т.п. обязаны своим происхождением развитию в конце средневековья коммерции, института собствен- ности, ценных бумаг и выросшей на них юриспруденции. Для составления юридичес- кого текста его требовалось логически структурировать и притом так, чтобы эта структура была знакома любому потенциальному читателю. Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в относительно недалёком прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки забыли, но получившийся текст с отступами чи- тался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику. [3, с. 35] Оставлять пустое пространство для разделения текста на главы тоже начали поздно. Возникновение "спусков" - белого просвета перед началом новой главы - связывают с существованием в прошлом традиции помещать в таких местах узоры или рисунки. По мере перехода печатной книги в разряд массовой продукции, её графическое оформление становилось более аскетичным, и вычурные украшения, уместные в единичных образцах высокого искусства, но противоречившие интересам экономической целесообразности при массовой печати, уступили место просто пус- тым участкам листа. [3, с. 36] Курсив как альтернативный способ начертания знаков параллельно с основным тоже был введён А.Мануцио в XVI в., будучи разработанным его шрифтовиком Фран- ческо Гриффо [Francesco Griffo] в 1500 г. на основе рукописной каллиграфии папской канцелярии. Применяться для выделения слов в основном тексте он стал позже. [1; 3, с. 64] А жирный шрифт был изобретён и вовсе недавно - в начале XIX в. английским типографом Робертом Торном [Robert Thorn] первоначально лишь для набора рекламных строк. Как средство выделения слов он стал применяться только в конце XIX в. [3, с. 73] Трудно поверить, но такой привычный знак, как наклонная дробь "/" был введён в употребление лишь в XIX в. английским математиком Огастусом Де-Морга- ном [Augustus De Morgan] в качестве замены горизонтальной дроби, которую было трудно изображать на печати. [1] Тут уместно также заметить, что славянская полиграфическая символика нес- колько беднее западной латиноязычной, в которой применяется больше разнообраз- ных знаков, чем принято у нас. В этом нетрудно убедиться, изучая компьютерные кодировки для западных языков, в которых русскоязычный пользователь может най- ти немало незнакомых дополнительных символов, достаточно часто используемых в западной полиграфии. Суммируя многовековую историю письменности и полиграфии, можно заметить, что она неуклонно развивалась в сторону увеличения как числа, так и разнообра- зия функций применяемых знаков - этому способствовало совершенствование спосо- бов представления информации, а усложнение человеческой деятельности и появле- ние новых её форм приводило к возникновению новых категорий письменных знаков, появлявшихся как ответ на потребность в новых видах информации: 1. Общее развитие цивилизации привело к возникновению письменности. 2. Появление новых понятий в человеческих знаниях, межнациональные кон- такты, необходимость в упрощении обучения грамотности потребовали формирования и заимствования новых слов и приведения письменности в соответствие с устной речью, что вызвало переход на алфавитные языки. 3. Развитие коммерции и необходимость в частом выполнении арифметических вычислений и удобной записи чисел привели к внедрению цифр и позиционной сис- темы счисления. 4. Изобретение книгопечатания, распространение грамотности и бумажной пе- реписки, переход книги из области узкоспециальных, преимущественно религиозных текстов, в область источников разнообразного мирского содержания потребовали введения знаков пунктуации, помогающих передать интонационные и смысловые осо- бенности, диалоги и т.п. 5. Усложнение юридической практики и потребность в составлении структури- рованных текстов привели к выработке глав, параграфов, абзацев, сносок, пояс- нений и изобретению знаков для их выделения. 6. Распространение СМИ и рекламы привело к разработке акцидентных (выде- лительных) начертаний. 7. Появление компьютерной переписки и разговорного общения без непосредс- твенного контакта вызвало потребность в письменной передаче эмоций, жестов и мимики, что способствовало возникновению смайлов... :-) Источники: 1. Pappas T. (comp.). Encyclop\aedia Britannica 2003 Ultimate Reference Suite CD-ROM. Britannica Library. - Encyclop\aedia Britannica Inc., 30 May 2002. 2. The Unicode Standard. - USA, MA, Reading: Addison Wesley Longman Inc.; http://www.unicode.org: The Unicode Consortium, v. 3.0, 2000. 3. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В. Шрифты, разработка и использова- ние. - М.: ЭКОМ, 1997. 4. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси, Англии и Рима. - М.: АНВИК, 1999. 5. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече, 1997. 6. Фоменко А.Т. Критика традиционной хронологии античности и средневековья. Какой сейчас век? (Реферат.) - М.: МГУ, мех.-мат. ф-т, 1993. 7. Энциклопедия элементарной математики. Кн. 1. Арифметика. - М.; Л.: Гос. Изд-во Тех.-Теор. Лит-ры, 1951. Приложение 1. Исследование употребления внеядерных смайлов в русскоязычных любительских компьютерных сетях Исследованию была подвергнута переписка различных эхоконференций Фидо и небольшого количества эхоконференций малых FTN-сетей и BBS за несколько меся- цев 2002-2003 гг. Отбор встреченных внеядерных смайлов производился из авторского текста тел сообщений. Из рассмотрения исключались смайлы: - повторно употреблённые в текущем сообщении с таким же значением; - значение которых было невозможно установить из контекста. Смайлы с кратными ключевыми элементами сокращались до базовой формы. смайл нормализованное количество значение (см. гл. 3) %) :-) 673 (16.2%) =) ;-) 491 (11.8%) =) :-) 344 (8.3%) %) ;-) 328 (7.9%) :-/ :-/ 108 (2.6%) 8-) 8-) 103 (2.5%) %( :-( 100 (2.4%) 8) :-) 99 (2.4%) 8-) :-) 86 (2.1%) :-\ :-\ 82 (2.0%) (: :-) 65 (1.6%) -) :-) 62 (1.5%) ) :-) 62 (1.5%) :-P :-P 40 (1.0%) %-) ;-) 39 (< 1.0%) 8) ;-) 38 =( :-( 35 -( :-( 27 :o) :-) 26 8) 8-) 26 :] :-) 24 :o) ;-) 23 :-E :-E 22 %-) :-) 22 :/ :-\ 22 :~( :~-( 21 -) ;-) 19 %) 8-) 19 ) ;-) 19 %( ;-( 15 :-[ ] :-[ ] 14 ;-/ ;-/ 14 %-) 8-) 14 8-) ;-) 14 ;-P ;-P 14 Ж-) ;-) 14 8( :-( 13 Ж) :-) 13 :] ;-) 13 :-/ :-\ 12 8-( 8-( 12 ;-\ ;-\ 11 :~) :~-) 11 Ж-) 8-) 11 :-\ :-/ 10 :-* :-* 10 =) 8-) 9 8( 8-( 9 ж) :-) 9 Ж8] ;-) 9 8-/ 8-/ 9 =) :-D 9 :-P ;-) 8 :-p ;-P 8 :-E~ :-E 8 Ж) ;-) 8 :-D :-D 7 Ж-) :-) 7 ;] :-) 7 Ж8) ;-) 7 8-[ ] 8-[ ] 7 :/ :-/ 7 8-) `:-) 7 ;=) ;-) 7 =;) ;-) 6 ;o) ;-) 6 ж) ;-) 6 :E :-E 6 :-| :-I 6 8-\ 8-\ 6 :\ :-\ 6 =:) :-) 6 Ж8) :-) 6 Ж8) 8-) 6 ЖB} >:-> 6 :P ;-P 6 Ж:-) 8-) 6 :P :-P 6 :( ) :-[ ] 5 %-\ 8-\ 5 (* ;-) 5 Ж:) :-) 5 Ж:-) :-) 5 8-() 8-[ ] 5 ;P ;-P 5 Ж:) 8-) 5 :> :-> 5 :-p :-P 4 :~-( :~-( 4 Ж8] 8-) 4 :-P ;-P 4 °-) 8-) 4 :-O :-[ ] 4 %) `:-) 4 =) :=) 4 :D :-D 4 ;> ;-) 4 =-) 8-) 4 Ж:-) ;-) 4 =) `:-) 4 ;] ;-) 4 =) `;-) 4 =( ;-( 4 %-) :-D 4 :o( :-( 4 %-P ;-P 4 8( ) 8-[ ] 4 8-( :-( 4 :-O :-O 4 Ж;-) ;-) 4 :-() :-[ ] 4 %-( :-( 3 %) :=) 3 :-I :-I 3 8-E 8-E 3 8) `:-) 3 :)~ 8-) 3 ж-) :-) 3 :-] :-> 3 -%-) ;-) 3 \m/ :^) 3 :-/ `:-/ 3 =:( :-( 3 ;-E ;-E 3 =\ :-\ 3 ;] ;-> 3 .) ;-) 3 =+( :-< 3 Ж;) ;-) 3 &) ;-) 3 8?) 8-) 3 Ж:( 8-( 3 :-[ x ] :-[ ] 3 8-O 8-O 3 Ж8] :-) 3 Ж( ;-( 3 :[ ] :-[ ] 3 >:-> >:-> 3 :-[ :-< 2 ,-Ь ;-P 2 Ж:[ ] 8-[ ] 2 8-| :-/ 2 (; ;-) 2 %0 `:-) 2 ;[ ;-< 2 &) :-) 2 :( ) 8-[ ] 2 =8-) ~8-) 2 :-< :-< 2 %] ;-) 2 8~) ;-) 2 ж) 8-) 2 -( ;-( 2 :O :-[ ] 2 ж;-) ;-) 2 :-0 :-[ ] 2 -=) 8-) 2 :o :-[ ] 2 K:) :-) 2 :] :-] 2 %-/ `:-/ 2 Ж:( :-( 2 ,) ;-) 2 :9 :-9 2 Ж:) ;-) 2 Ж8} :-> 2 :)~ :-9 2 %) :-D 2 :-> :-> 2 8-O 8-[ ] 2 >:) :-) 2 :0) ;-) 2 =8) 8-) 2 :~( ;'-( 2 8) :-D 2 Ж) 8-) 2 :-() :-O 2 %) ;-> 2 =:-) 8-) 2 :~) :~-D 2 :*) 8-) 2 :\ :-/ 2 Ж|-) 8-) 2 Ж8-) ;-) 2 ;[ ;-( 2 Ж8] :-> 2 %() :-[ ] 2 -) `;-) 2 ЖB] :-> 2 :)~ ;-) 2 8-/ 8-\ 2 :=) :=) 2 8-E~ 8-E 2 -) `:-) 2 %( 8-( 2 ЖB} :-> 2 %] :-) 2 ;-] ;-> 2 8-O :-[ ] 2 %=) ;-) 2 ;[ ] ;-[ ] 2 Ж:-\ :-\ 2 :-( ) :-[ ] 2 =) ;=) 2 %-[ ] 8-[ ] 2 :-o 8-) 2 Ж8( 8-( 2 ЖB} 8-> 2 8() 8-[ ] 2 Ж;-> ;-> 2 :+) :-) 1 %] ;-D 1 8^) :-) 1 %-( ) :-O 1 *) ;-) 1 *( :-( 1 8) `;-) 1 :"-/ :~-( 1 %=) :-D 1 8-E~ >8-E 1 :*E >:-9 1 %D ;-D 1 -?) :-) 1 %-E :-> 1 :-& :-9 1 :-] :-) 1 %/ :-\ 1 %/ ;-/ 1 %-* ;-* 1 $) ;-) 1 : [ ] :-[ ] 1 (*: 8-) 1 8( ) ;-[ ] 1 %-/ 8-\ 1 :-[~] :-[ ] 1 %-( :-< 1 8-[ * ] 8-[ ] 1 %-0 8-[ ] 1 :-9 :-9 1 8o) 8-) 1 &) 8-) 1 8 ( ) 8-[ ] 1 :-[ :-[ 1 :-E~ >:-E 1 *) :-) 1 $-) 8-) 1 $-) :-D 1 %-/ :-\ 1 %=) `;-) 1 :-& :-' 1 %-| `:-\ 1 8-)~ 8-) 1 %/ :-E 1 8-)~ 8-d 1 %) :-\ 1 &) :-> 1 -) :-D 1 %)~ :-9 1 :)~ ;-P 1 %0) ;-) 1 :O) ;-) 1 %*E >%-9 1 -:) ;-) 1 -=%-( ) =8-[ ] 1 :-\ `:-\ 1 :[ :-( 1 8-[ x ] 8-[ ] 1 0=) 8-) 1 %/ ;-\ 1 $) 8-) 1 8-( ) 8-O 1 (% 8-) 1 %-/ %-/ 1 :-/ `:-) 1 8/ 8-/ 1 %-/ ;-/ 1 8] ;-) 1 (: ;-) 1 8) ;-> 1 :-Ь ;-P 1 :-ь ;-) 1 8-[~] 8-[ ] 1 8-/ :-# 1 %0 :-[ ] 1 %-P ;-D 1 8~-) 8~-D 1 :p ;-P 1 :p ;-\ 1 %-\ :'-/ 1 %-] ;-) 1 :( ) :-O 1 :(O :-{ 1 :=) :^) 1 :(O) :-[ ] 1 :(~ :-< 1 :-] ;^) 1 %-P :^) 1 %0 :-O 1 :-[ ] -=:-[ ] 1 %) `;-) 1 ;)P ;-P 1 ;* ;-* 1 ;-* ;-* 1 :+) ;-) 1 8-Q 8-[ ] 1 ;-9 ;-9 1 :-() 8-[ ] 1 :[O] :-[ ] 1 :) ,-) 1 :~) ;~-) 1 8-o 8-O 1 :\ `:-/ 1 ;-QD ;-D 1 %-/ 8-/ 1 ;-] ;-) 1 8] 8-) 1 (8 `:-) 1 8] `;-) 1 :`) :'-) 1 :`/ ;~-/ 1 :o :-) 1 ;-P ;-> 1 ;-P ;-E 1 ;=) ;=) 1 *( 8-( 1 ;D ;-D 1 :-F ;-E 1 ;F ;-E 1 *8( 8-( 1 +:) ;-) 1 :-P 8-) 1 %-p ;-P 1 :~( ;~-( 1 ,) ;^) 1 :-P~ :-9 1 )8 8-( 1 ;] ;-] 1 ;_( ;-< 1 :~-) :~-) 1 :~] :~-> 1 ;} :-) 1 ;~( ;~-( 1 ;~) ;~-) 1 ;~-) ;~-) 1 ;-/ ;-\ 1 ;ь ;-P 1 <%-O %-' 1 ;-P ;-) 1 :-P~ ;-P 1 :-] ;-> 1 :-(...) 8-[ ] 1 ;-P ;^) 1 :-o ;-[ ] 1 :-p 8-) 1 :-p :-) 1 %-/ :-/ 1 :^) :-) 1 :^[ :-{ 1 :-8 :-/ 1 ;=) :-> 1 =+) 8-D 1 :-] ;-) 1 %-P :-9 1 #) :-) 1 8-( :-E 1 :/ ;-/ 1 :0 :-[ ] 1 8-() :-O 1 =8() :-[ ] 1 %-] 8-) 1 :=( :-( 1 8-) `8-) 1 =8-E~~ -=8-E 1 =8-[ ] -=8-[ ] 1 :=\ `:-\ 1 :=] ;-> 1 :> :-) 1 =:) ;-) 1 8-0 :-[ ] 1 ;o) ;-D 1 =:-P ;-P 1 =:[] 8-O 1 :P :-) 1 %-( 8-( 1 ;~] ;-> 1 :P~ :-P 1 =;/ ;-/ 1 <:-] <:-] 1 =\ :-) 1 :\ :-( 1 =) ,-) 1 %-) `:-) 1 =_) ;-) 1 8-o :-[ ] 1 =Ъ ;-P 1 >8-) >8-) 1 (-: :-) 1 :-0 `:-) 1 >:) :-) 1 :-| :-\ 1 >:) >;-) 1 =-( :-( 1 %-O %-[ ] 1 8~) 8'-D 1 >;) ;-) 1 8~-) 8~-) 1 :o) `:-) 1 K%) 8-) 1 K:( :-( 1 :% :-/ 1 :~( :'-( 1 O:( :-\ 1 [: :-) 1 \-: :-\ 1 :~) 8~-) 1 \m/_ :^) 1 \w/ :^) 1 ^%-) ;-) 1 ^_^ ;-) 1 _\w/ :^) 1 `:-o :-O 1 x8- [ ] 8-[ ] 1 x:) :-) 1 |-* ;-* 1 ~8[ * ] 8-[ ] 1 ~:) ;-) 1 Ж%( ;-( 1 Ж%) 8-) 1 Ж%) ;-) 1 Ж%) ;-> 1 Ж%) ;-D 1 Ж%] >;-> 1 Ж&) 8-) 1 Ж&) ;-) 1 Ж&] :-> 1 Ж( :-< 1 :]~ :-9 1 >:( :-< 1 ;-Ъ ;-P 1 >:) ;-) 1 Ж) `;-) 1 >:*E~ >:-E 1 ;=) ;-9 1 ;=) ;-> 1 Ж-/ 8-\ 1 Ж-<8-[ - ] 8-[ ] 1 Ж-| `:-I 1 ;E~ ;-E 1 Ж8() 8-[ ] 1 ;P ;-) 1 +) :-) 1 Ж8) :-> 1 +=) ;-) 1 Ж8-( 8-( 1 Ж8-( :-) 1 Ж8-( p ) -=8-[ ] 1 Ж8-( ) 8-[ ] 1 Ж8-) -=8-) 1 Ж8-) 8-) 1 :-[ == ] ;-O 1 Ж8-) `;-) 1 Ж8-/ 8-/ 1 Ж8-> `:-) 1 Ж8-D) :-D 1 Ж8-D) ;-D 1 Ж8-D> 8-> 1 Ж8-E~ 8-E 1 Ж8-O 8-O 1 Ж8-[...] 8-[ ] 1 Ж8-\ `8-\ 1 Ж8E~ 8-E 1 Ж8[ ] -=8-[ ] 1 Ж8[] 8-[ ] 1 Ж8[] :-E 1 Ж8[~~~~] 8-O 1 Ж8\ 8-\ 1 (*: ;-) 1 ;-p ;-D 1 :-| :-# 1 ;-Ь ;-P 1 Ж8] ;-> 1 Ж8]= ;-) 1 Ж8]= `:-) 1 :/ :-( 1 =-) :-> 1 =-) :-D 1 =-) ;-) 1 =/ :-/ 1 =/ :-\ 1 Ж:-() :-O 1 :9 ;-P 1 =8-( ) -=8-[ ] 1 :=) 8-) 1 Ж:-> ;-> 1 Ж:-E~ >:-E 1 Ж:-I :-I 1 =:( :-< 1 Ж:-| 8-I 1 Ж:0 8-[ ] 1 Ж:0 :-[ ] 1 =:-P -=:-P 1 Ж:\ 8-\ 1 Ж:o) 8-) 1 =:[] :-O 1 Ж;) >;-) 1 =;-) -=;-) 1 =;-) ;-) 1 ЖB] 8-) 1 =;| ;-I 1 ЖB] ;-) 1 =\ :-U 1 8-\ 8-/ 1 =] ;-) 1 Ж|-( :-( 1 =o) ;-) 1 Ж|-) :-) 1 Ж|-I 8-I 1 Ж|~D> |-> 1 Ж~) ;~-) 1 Ж~-D 8~-D 1 ЖЗ-) 8-) 1 З-) 8-) 1 ж( :-( 1 8o) ;-) 1 >:-[ ] >:-[ ] 1 ж) :=) 1 >;-> >;-> 1 ?-/ `:-/ 1 ж-) ;-> 1 ж8-E >8-E 1 :} ;-) 1 K;) ;-) 1 °-) :-) 1 всего: 4155 Приложение 2. Образец народного поэтического творчества, вдохновлённого смайлами. Опубликовано не позднее 1994 г. С.А.Чеpнышовым и А.В.Воиновым в русскоя- зычном Фидо. написание комментарий рекомендуемое в оригинале нормализованное написание (см. гл. 2) :-$) Абориген с пером в носу, :-$) |-$& Съел противную осу. &-$& ::-| Глаз - четыре, нос - один: я - очкастый господин. B-I ??-) Кудри закрывают свет, я - как Пушкин, я - поэт! ss-) Э:-) Я - ковбой: такая шляпа... C):-) :?( Кривоносым сделал папа... :_( {К:-) Чуб направо, чуб налево, {К:-) {Ж:-) Я - причёсанная дева... {Ж:-)-8 S$:-) Притащилась от прически, S$8-)-8 E@|-( И... застряла в ней расчёска... F@&-{-8 O:-) Необычный господин - над головой имеет нимб. O :-) Q:-) Кушал пиво целый день - вот и кепка набекрень... Q:*)