FTN - не СМИ (x) Copyleft, Marїnais, 07.08.2001 Многие фидошники не задумываясь причисляют эхоконференции Фидо к средствам массовой информации (СМИ), без колебаний распространяя на них все соответствующие юридические положения и подходы. Это часто всплывает в различных квазиюридических и теоретических спо- рах. Отнесение эхоконференций к СМИ кажется на первый взгляд оче- видным. Ведь сообщения в почтовом редакторе читают почти как статьи журнала, а забирают почту от босса более или менее регулярно, слов- но корреспонденцию из почтового ящика в подъезде или на почте. Ещё больше это сходство усиливает то, что у значительной части фидошни- ков мейлер скачивает почту ночью автоматически, а читают они её ут- ром. Трудно отделаться от впечатления, что почтальон принёс свежую газету. :-) Однако, попробуем рассмотреть этот вопрос серьёзно и выяснить, действительно ли эхоконференция является СМИ, опираясь на термино- логию, принятую в действующих юридических законах России. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации даёт следующее официальное определение термина СМИ: "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохрони- кальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;" [Закон Российской Федерации о средствах массовой информации. N 2124-I. - М.: Дом Советов Рос., 27.12. 1991, ст. 2] Здесь важно слово "периодического". Хотя эхоконференция, не будучи ни печатным изданием, ни радиопередачей, ни телепередачей, ни видеопрограммой, ни кинохроникальной программой, может квалифи- цироваться как "иная форма", она никак не является п е р и о д и - ч е с к о й . Для того, чтобы развеять на этот счёт последние сомнения, об- ратимся к толковому словарю литературного русского языка. "ПЕРИОДИЧЕСКИЙ: 1. см. Период. 2. Повторяющийся время от времени, наступающий в определённые промежутки времени, периоды. 3. Выходящий (из печати) через определённые промежутки време- ни"; "ПЕРИОД: 1. Промежуток времени, в течение которого что-либо происходит (начинается, развивается и заканчивается)" [С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 4-е изд., доп., 1997]. Работа эхоконференции никоим образом не является п е р и о - д и ч е с к о й . Нет никаких "определённых промежутков времени", через которые она "выходила" бы, "наступала", "происходила (начина- лась, развивалась и заканчивалась)". Каждый участник эхоконференции создаёт и отправляет в неё материалы в им самим определяемое время. Узлы, несущие эхоконференцию, реплицируют и подготавливают их к пе- редаче следующим последовательно уже в своё время. Каждый участник эхоконференции затем получает их также в им самим определяемое вре- мя. Работа эхоконференции н е п р е р ы в н а , а не периодична. Это приводит к тому, что она не попадает под официальное опре- деление СМИ, и не может считаться им. Кроме того, в законе также сказано дополнительно: "под периодическим печатным изданием понимается газета, жур- нал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;" [Закон Российской Федерации о средствах массовой ин- формации. N 2124-I. - М.: Дом Советов Рос., 27.12.1991, ст. 2]. Из чего следует, что эхоконференция явно не может приравниваться к "периодическому печатному изданию" не только потому, что не имеет периодичности в своей работе, но и в виду того, что не имеет ника- кого текущего номера. Эхоконференция - это не СМИ. FTN - это не СМИ. Помните об этом, когда будете пытаться распространять на него философские рас- суждения и юридические законы, споря о них. FTN не попадают под определение СМИ не только формально. Приз- нак периодичности, пронумерованности, а более общо - определённости моментов публикации информации, здесь далеко не случаен. Общими свойствами всех СМИ являются: 1) чёткое разграничение на поставщиков и потребителей информа- ции; 2) централизованность их организации; 3) отсутствие явной обратной связи между поставщиком и потре- бителем. У каждого СМИ, будь то газета, журнал, радио- или телепередача, есть центр - редакция, студия, и клиенты - читатели, зрители, слу- шатели. В центр стекается исходная информация, в нём она подверга- ется подготовке к выпуску и из него она распределяется по потреби- телям. От них к поставщикам непосредственной связи нет. Центр СМИ действует, т.о., полностью самостоятельно и самостоятельно опреде- ляет моменты выпуска информации. В силу последнего свойства в работе любого СМИ необходима с и н х р о н и з и р о в а н н о с т ь , чтобы потребители могли знать, когда источник СМИ выдаст информацию. Это и приводит к обя- зательной п е р и о д и ч н о с т и в его работе, к тому, что га- зеты и журналы издаются в определённый день, передачи выходят в эфир в определённое время. В противном случае потребитель СМИ не знал бы, когда покупать в киоске новый номер журнала или включать приёмник. Непосредственным следствием периодичности работы СМИ яв- ляется и его пронумерованность. Т.о., вопреки кажущейся произвольности, признак периодичности является для СМИ ф у н д а м е н т а л ь н ы м , и непопадание FTN под формальное определение в законе также фундаментально. Сети типа FTN принадлежат к новому классу явлений, которые можно называть "средствами массового общения" (СМО) но - не средст- вами массовой информации. Все три вышеперечисленных свойства у СМО противоположные: 1) нет разграничения на поставщиков и потребителей информации; 2) нет централизованной организации; 3) есть непосредственная обратная связь между поставщиком и потребителем. В СМО все участники одинаково являются как поставщиками, так и по- лучателями информации и произвольно меняют эту роль. Информация распространяется в непосредственном виде, не подвергаясь подготовке к выпуску. Получатель может немедленно прореагировать на информацию на общих правах, выпустив свою. СМО действует, т.о., с постоянной обратной связью. В силу последнего свойства в работе СМО с и н х р о н и з и - р о в а н н о с т ь не требуется, а в силу нецентрализованности, она просто невозможна. Это и приводит у тому, что СМО никогда не периодичны.