Как нам обзывать копирайт. Эпитеты. Исторические аналогии (х) Copyleft, Marїnais, 01.02.2006 Слово, эпитет, применяемое к явлению, оказывает большое влияние на то, как люди в массе это явление воспринимают. И если демагоги индустрии тиражиро- вания информационного продукта придумали совершенно безосновательно обзывать нас всех какими-то "пиратами", мы должны ответить им тем же. Только мы посту- пим корректнее, и применяемые к ним нами политически акцентированные эпитеты будут более логически обоснованы нежели эта их странная увязка с морским раз- боем совершенно мирных и сухопутных людей. КОПИРАЙТ Это слово лучше, честнее, отражает суть скрывающегося за ним понятия, чем принятое в русском языке выражение "авторское право". Последнее подразумевает, будто это юридическое изобретение ориентировано на интересы авторов. Однако, на самом деле для собственно авторов (утверждаю это как одна из них), т.е. со- здателей информационного продукта, современное "авторское право" обычно совер- шенно бесполезно, а иногда может оборачиваться даже против них. Те же, чьи ин- тересы оно защищает в действительности, ─ это категория посредников между про- изводителями информации и её пользователями ─ издательства, студии, медийная индустрия и т.п. Именно они являются теми, кто это право разрабатывает, и те- ми, кто обычно им пользуется. Поэтому "авторское право" в действительности ни- какое не авторское, а издательское. Английское слово "copyright" дословно пе- реводится как "право копирования", т.е. право тех, кто копирует (а не созда- ёт). Поэтому именно его и следует использовать вместо дезориентирующего выра- жения "авторское право". КОПИРАЙТИЗМ Соответственно, идеология абсолюта "копирайта", т.е. прав посредников, тиражирующих информацию, в жертву которым принесены права всех остальных. КОНТРАФАКТНЫЙ Этот юридический термин дословно означает "сделанный вопреки" (лат. cont- rafactum). Он значительно яснее и беспристрастно отражает суть явления, чем безосновательные и чисто демагогические эпитеты типа "пиратский", "ворован- ный", "поддельный", которыми так любят сыпать пропагандисты копирайта. Этот термин употребляется не только в связи с "авторским правом", а намного шире и обозначает всё, изготовленное вопреки закону, запрещающему такое изготовление. Именно его и следует употреблять. КРЕПОСТHОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО Современное "авторское право" и идущая вокруг него борьба аналогичны по своей социально-экономической сути крепостному праву и борьбе, которая шла во- круг последнего в 19 веке. Много веков назад несовершенные тех- Много веков назад несовершенные ин- нологии производства продуктов пита- формационные технологии не могли ния не могли обеспечивать быстро рас- обеспечивать быстро растущую потреб- тущее население сельскохозяйственной ность в передаче информационного про- продукцией с приемлемой себестоимос- дукта от его создателя к его потреби- тью. Как вынужденная мера по снижению телям. Как вынужденная мера по обес- себестоимости сельскохозяйственной печению такой передачи возникла кате- продукции, у производящего её боль- гория посредников, специально занима- шинства были отобраны все права в ющихся скупкой информационного про- пользу управляющего им меньшинства, дукта у авторов и тиражированием его чтобы последнее могло эксплуатировать копий потребителям, для которой были труд первого с минимальными издержка- изобретены особые законы, названные ми. Эта мера была названа "крепост- "авторским правом". Право делать ко- ным правом". В Европе крестьян сдела- пии информационного продукта было ли полностью зависимым скотом своих отобрано у людей и оставлено только хозяев, а в Америках, где крестьян его автору, у которого затем его дол- изначально не было, применяли труд жен был перекупать собственно посред- рабов, захваченных из отсталых наро- ник, занимающийся тиражированием ко- дов. Крепостное право было глубоко пий. Авторское право глубоко амораль- аморально и вредило развитию цивили- но и вредит развитию цивилизации, но зации, но за неимением альтернатив за неимением альтернатив до сих пор оставалось вынужденным злом. За века оставалось вынужденным злом. Посте- на основе крепостного права сформиро- пенно на основе авторского права валась устойчивая категория собствен- сформировалась устойчивая категория ников, обеспеченных высоким уровнем собственников, обеспеченных высоким доходов только за счёт наследного и уровнем доходов только за счёт скуп- укрупнённого права на производящих ленного и укрупнённого ими права де- сельскохозяйственную продукцию других лать копии информационного продукта. людей с землёй, на которой они рабо- На рубеже 20─21 веков научно-техни- тали. В 19 веке научно-технический ческий прогресс снизил себестоимость прогресс снизил себестоимость сельс- копирования информации до уровня, при кохозяйственной продукции до уровня, котором дальнейшее посредничество в при котором дальнейшая эксплуатация тиражировании информационного продук- рабов потеряла смысл. Крепостное пра- та потеряло смысл. Авторское право из во из вынужденного компромисса прев- вынужденного компромисса преврати- ратилось в абсолютное зло и тормоз лось в абсолютное зло и тормоз разви- развития. Но выросшая на нём катего- тия. Но выросшая на нём категория по- рия рабовладельцев не хотела менять средников-издателей не хочет менять сложившуюся экономическую модель сложившуюся экономическую модель своей деятельности и отказываться от своей деятельности и отказываться от выгодного им права. Оно пыталось за- выгодного им права. Оно пытается за- консервировать существовавшее положе- консервировать существующее положение ние навсегда с помощью драконовских навсегда с помощью драконовских зако- законов и лживой пропаганды (в рамках нов и лживой пропаганды (в рамках ко- которой были разработаны теории о за- торой были разработаны теории об бе- ложенном богом врождённом неравенстве зусловной необходимости посредников и и предопределённых социальных функци- обслуживающего их права, их чрезвы- ях представителей разных сословий и чайного значения для общества и от- рас). Это привело к серии политичес- сутствия им альтернатив). По-видимо- ких кризисов, а в некоторых государс- му, это приведёт к серии политических твах ─ революций и войн, в результате кризисов, а в некоторых государствах которых крепостное право/рабовладение ─ революций и войн, в результате ко- было полностью отменено, подвергнуто торых авторское право будет полностью моральному осуждению и категорически отменено, подвергнуто моральному запрещено. осуждению и категорически запрещено. Кроме того, аналогично построены и названия обоих видов права: оба арха- ичны и оба дезориентируют относительно их сущности. "Авторское право" имеет отношения к собственно авторам так же мало, как "крепостное право" ─ к крепос- тям. :-) Забавно также, что одна из форм крепостничества в Англии даже называ- лась похоже: "копигольд" (англ. copyhold). В Россию, как и копирайт, крепостничество пришло с Запада и наибольшее развитие получило при прозападном правлении Романовых. КИБЕРЛОРД В Великобритании эпохи раннего капитализма большую роль в экономике игра- ла категория крупнейших собственников, именуемых "лендлордами" (англ. land- lord), которые пользуются колоссальными доходами только за счёт того, что име- ют бесконечно наследуемое монопольное право на владение большими участками земли, которую они обычно сдают в аренду работающим на ней фермерам. В отличие от классического капиталиста-предпринимателя, самостоятельно создающего своё предприятие и получающего доход как вознаграждение за вложенный в это труд, лендлорду для получения своего дохода и собственности не требуется никакого труда и существует он только благодаря искусственному законодательному закреп- лению его права. В наше время в сфере информации сложилась аналогичная категория крупных собственников, которые пользуются колоссальными доходами только за счёт того, что имеют скупленное когда-то в больших количествах и практически вечное в масштабах скорости научно-технического развития монопольное право на копирова- ние информации и технологий (авторское право, патенты и т.п.), за счёт которо- го получают ренту с производителей и потребителей информационных и высоких технологий. Аналогично лендлорду, киберлорду для получения своего дохода и собственности не требуется практически никакого труда и существует он только благодаря феодальным по духу законам о праве на "интеллектуальную собствен- ность". "Лордизм" не является естественной составляющей капитализма, т.к., хотя лорд внешне действует капиталистическим образом, основу его существования сос- тавляет искусственная привилегия чисто феодального вида. Т.о. "лордизм" явля- ется как бы вкраплениями феодализма, завёрнутыми в капиталистическую оболочку. Автор эпитета: Роберто Версола [Roberto Verzola]. [Борис Кагарлицкий. Кибер-лорды против бизнес-геррильи / Компьютерра. N35 (460). ─ М., 11.09.2002] АБОЛИЦИОНИЗМ Так в 19 веке называлось общественное движение против рабовладения. Когда оно достигло цели, так стали называть и любое другое общественное движение, борющееся против какого-либо ограничивающего закона, запрета. В этом смысле движение против копирайта также является аболиционизмом. КОПИРАЙТ-ФАШИЗМ Одно из определений "фашизма" звучит так: "Террористическая диктатура од- ной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны" [С.И.Ожегов, H.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. ─ М.: Азбуковник, 4-е изд., доп., 1997]. Именно этим и занимаются в настоящее время защитники "авторского пра- ва", вчастности, такие организации как BSA, IFPI, MPAA, RIAA и т.п. КОПИРАЙТ-БАРБАРОССА "План Барбаросса" ─ так назывался план Гитлера по завоеванию Советского Союза с помощью военной силы. В наше время США с помощью ВТО и сопутствующих политических доктрин осуществляют аналогичный по смыслу план экономического завоевания других стран мира, включая Россию, с помощью законов типа "авторс- кого права", навязываемых под видом договоров о свободной торговле, а в дейст- вительности обеспечивающих кабальную зависимость экономики, технологий и куль- туры государства от американских монополистов в области высоких и информацион- ных технологий. КОПИРАЙТ-ИHКВИЗИЦИЯ "Инквизиция" ─ одна из наиболее одиозных в человеческой истории фискаль- ных организаций, создавшая мощную и существовавшую веками систему слежки, вы- явления, розыска, запугивания и наказания неугодных людей ради отвлечённых ре- лигиозных идей и интересов горстки обслуживающих эти идеи священников. Практи- чески тем же самым занимаются организации, защищающие сегодня "авторское пра- во", особенно те, которые применяют для этого акции устрашения, внедрение в тайну частной жизни, доносительство, демагогическую пропаганду. Как и совре- менные организации по защите "авторского права", государственным институтом инквизиция формально не являлась и прав на исполнение наказаний не имела, но на практике, имея огромное влияние на государство, она активно использовала государственные механизмы власти для осуществления насилия и наказания. Совре- менные организации по защите "авторского права" не гнушаются оперировать таки- ми юридически пустыми "доказательствами", как копии экрана и технические сете- вые адреса. Инквизиция так же повсеместно опиралась в расследованиях и приго- ворах на такие "доказательства", как порочащие слухи, испытание ведьмы водой и т.п. Как и современные организации по защите "авторского права", инквизиция была международной, не знала большинства государственных границ и держала в страхе большую часть тогдашнего европейского цивилизованного мира. В числе излюбленных практических приёмов инквизиции были пышно обставлен- ные театрализованные акции устрашения в виде массовых публичных казней и пыток и уничтожения предметов, несущих неугодную ей информацию и идеи. АУТОДАФЕ Первоначально так в средние века называлось оглашение приговора инквизи- ции. Впоследствии так стали называть и сам процесс исполнения приговора, осо- бенно заключавшийся в сожжении на большом костре. Таковому подвергались приговорённые к смерти еретики, а также носители информации ─ письменные материалы, предметы культа, произведения искусства, ─ запрещённые инквизицией. Обычно аутодафе было торжественным театрализованным пропагандистским мероприятием устрашения, проводившимся по особому ритуалу на главной площади города при большом скоплении публики. Т.к. инквизиция не имела формальной власти, собственно исполнение приговора производила светская поли- ция под её руководством. Современные организации по защите "авторского права" занимаются практи- чески тем же самым и похожим образом, только сжигают теперь преимущественно неугодные им кассеты и диски. Единственное отличие лишь в том, что пока у них не хватает наглости сжигать людей. ПРАВОТОРГОВЦЫ В настоящее время в деятельности значительной части музыкальной, кино- и типографской индустрии полезная созидательная составляющая практически отсутс- твует. Монополизировавшие рынок концерны скупают у поставленных ими в безвы- ходное положение авторов готовые произведения, перекомпоновывают их, оформляют и продают копии тиража. Эта же черта характерна и для многих гигантов софтвер- ной индустрии, часто занятых лишь скупкой разработанных мелкими компаниями но- вых программных решений, когда те доведены до развитого состояния, компоновкой их в крупные пакеты и продажей копий. Поскольку благодаря Интернету в наше время автор и пользователь могут наладить непосредственный контакт, такая пос- редническая деятельность тиражирующих компаний не имеет полезного смысла. А возможна она только за счёт того, что эти компании обладают особыми монополь- ными правами на изготовление копий. Эти права они отняли у остальных людей, а затем продают им их обратно по чуть-чуть. Т.о., деятельность значительной час- ти современной тиражирующей индустрии сводится к паразитической торговле отня- тым правом. Автор эпитета: Сергей Соколов (Мицгол-Вебмастер [Mithgol the Webmaster]). ДРОВОСЕКИ Производство литературы на бумажном носителе наносит колоссальный ущерб природе из-за огромного потребления древесины. Переход на компьютерное предс- тавление литературных произведений позволяет радикально снизить этот ущерб и предотвратить разрушение экосистем вследствие вырубки лесов. Люди и организа- ции, которые борются с развитием и массовой доступностью электронных библиотек и произведений в компьютерном, а не бумажном виде, такие как, напр., фирма "КМ Онлайн", работают на поддержку дальнейшей добычи древесины и последующую эко- логическую катастрофу. Автор эпитета неизвестен.