Краткая справка о geek-кодах и Phainocode (x) Copyleft, Marїnais, 13.07.2006 Geek-коды Посредством компьютерных коммуникаций человек может контактировать со значительно б о л ь ш и м кругом людей чем традиционными способами. Это приводит к тому, что в ком- пьютерной переписке одновременно участвуют люди из разных мест, совершенно не знавшие друг-друга ранее, никогда не встречавшиеся и не имеющие времени на долгий и подробный рассказ о себе каждому собеседнику, которых может быть при этом ещё и неопределённо много. Психология же человека такова, что обычно ориентирована на общение с л и ч н о с т ь ю , от которой ожидается не только поток информации, а ещё и некий индивидуальный образ. Поэтому пользователи сетей в большинстве своём пытаются сформировать о собеседнике представление, как он выглядит, чем занимается, о чём с ним имеет смысл говорить, о чём ─ нет, что любит, что ─ нет и т.д., постоянно задавая друг- другу одни и те же типовые вопросы. Возникает естественная идея: заготовить ответы на все эти вопросы и давать их з а р а н е е . С аналогичной це- лью, напр., в книгах помещают фотографии и краткое резюме об авторах. Поскольку круг читателей в эхоконференции неопределён и постоянно меняется, единственным выходом остаётся помещать такое описание во все сообщения. Однако, добавлять к каждому отправляемому сообщению свою словесную анкету или автобиог- рафию ─ идея вряд ли удачная. Поэтому такую информацию жела- тельно как-нибудь компактно закодировать, чтобы она умеща- лась в разумные объёмы, а также не выглядела как чересчур навязчивая самореклама. Так появилась идея geek-кодов, впервые реализованная американцем Робертом Хейденом [Robert А.Hayden] в его Geek Code. Однако, этот первый код был задуман автором скорее как система знаков отличия и принадлежности к представителям оп- ределённой компьютерной субкультуры, именующих себя "geeks". Это английское слово, ─ давшее название как коду, так затем, и выросшему из него семейству кодов, ─ имеет много значений, в числе которых такие как "чудики", "чокнутые", "фанаты" и т.п. Код получился слишком привязанным к этой культуре, на- полненным её специфичными понятиями и малоинформативным для непосвящённых. В сочетании с некоторой громоздкостью это оп- ределило его недостаточно широкое распространение и сформи- ровало общий отрицательный стереотип отношения к подобному новшеству, как к некоему несерьёзному позёрству специфичес- кой категории молодых людей. Вот как он выглядит: GED/J d-- s: ++>: a-- C++(++++) ULU++ P+ L++ E---- W+(-) N+++ o+ K+++ w--- O- M+ V-- PS++>$ PE++>$ Y++ PGP++ t- 5+++ X++ R+++>$ tv+ b+ DI+++ D+++ G+++++ e++ h r-- y++** С тех пор, однако, многое изменилось, и первый Geek Co- de дал основу целому семейству аналогичных по реализации, но очень различных по назначению кодов, развивавшихся по нес- кольким направлениям. Очень продуктивной оказалась область культовых игр и сериалов, приверженцы которых разработали специализированные коды для своей среды (напр., B5Gid, Moo- nie-code, RGFcode). Geek-коды занимают промежуточное положение между маши- но- и человекочитаемой информацией, аналогично множеству ал- горитмических языков и ряду человеко-ориентированных форма- тов данных (напр., TeX). Первоначально большинство из них создавалось для непосредственной интерпретации человеком, однако, затем к некоторым были написаны программы, автомати- чески находящие код в письме и переводящие его на язык обыч- ных словесных описаний, либо генерирующие код на основе вы- бираемых ответов в анкете. Некоторые разработчики кодов пош- ли по пути максимальной компактности, отказавшись от читае- мости человеком и перейдя на полную программную обработку (напр., UserInfo). Автор этого обзора также заложил собственное направле- ние развития geek-кодов. Phainocode Начав с простой попытки перевода и адаптации к российс- ким условиям американского Geek Code, автор со временем при- шла к выводу о необходимости разработки отдельного кода, ко- торый был бы построен как символический язык, с упорядочен- ной структурой и заранее предусматривающий широкие возмож- ности для расширения, который был назван Phainocode ("Фено- код"; от греч. phainomai ─ проявляться ─ обыкновенно исполь- зуется для обозначения внешних признаков чего-либо (напр., термин "фенотип" в биологии)). Последняя на данный момент версия: Phainocode 4.0. Предыдущие версии носили название Geek-R ─ все они являются устаревшими и их поддержка не предполагается. Вот, как он выглядит: Phaino 4.1 _BD-L+=1P-S-TU-x* b011279 PC9353 netBFQ-Wp- Int4 com2 msg2$< ech3 osD$W>L Eg1 pub4 USA2 god1 (c)1 hak45+ xsc4 UFO4=1< PsyINTP/INTJm mus01 TV2 gam01 hum2 lab25355 lib11-44 edu45 lng3>eo=1< co1< arg4< petacqr; Phainocode не привязан к какой-то отдельной культуре или кругу интересов, а напротив, задуман как максимально разносторонний и богатый описательными возможностями. RU.E.LETTER Эта эхоконференция посвящена компьютерному письму в ши- роком смысле (но не только и не столько e-mail). В тематику эхоконференции также входят: ─ оформление компьютерных писем; ─ технические компоненты компьютерных писем; ─ коды и кодировки, применяемые в компьютерных письмах; ─ форматы передачи и публикации информации в компьютер- ных письмах; ─ криптография и стеганография в компьютерных письмах. Одной из основных задач эхоконференции на данный момент является развитие Phainocode. В ней вы можете высказать свои предложения и включиться в разработку. Правила, эхоконферен- ции отличаются редкой демократичностью и терпимостью.