Собрание заблуждений, связанных со знаком (c) (Посвящается всем любителям ставить этот знак, где ни попадя.) (x) Copyleft, Marїnais, 25.11.2002 Из года в год, наблюдая за триумфальным ростом популярности буковки "C" в кружочке, не перестаю удивляться дремучести, кото- рая окружает этот знак и количеству недоразумений, с ним связан- ных. Ещё больше поражает уверенная агрессивность, с которой ино- гда начинают отстаивать эти заблуждения, доходя до ссылок на оф- ициальные документы, в противоречие самим же себе. В силу чрезв- ычайной удалённости обывателя от столь зыбкой и немало надуманн- ой материи, как авторское право, в совокупности с повальным инт- ересом ко всему западному, большое количество людей воспринимает этот знак в духе мартышки с очками из хрестоматийной басни: "то их понюхает, то их полижет..." :-) Перед тем, как разобрать эти недоразумения, определимся, что же скрывается за этим знаком на самом деле, т.е. как его принято понимать в мире, а не только в рамках отечественного со- общества компьютерщиков. Знак (c) был принят ЮНЕСКО в 1952 г. как знак охраны автор- ского права. Будучи проставленным в произведении, он напоминает о том, что таковое является чьей-то собственностью. Рядом с ним часто приводится имя или название владельца этой собственности (авторских прав на произведение) и год начала действия этой соб- ственности. [i, с. 278] Для полной ясности приведём, как этот знак и связанные с ним вопросы излагаются в соответствующем юридическом документе: "Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авто- рства. 1. Авторское право на произведение науки, литературы и иск- усства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произве- дения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трёх элементов: ─ латинской буквы "С" в окружности; ─ имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; ─ года первого опубликования произведения. 2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или эк- земпляре произведения" [ii]. Итак, прочитав этот текст внимательно, перейдём теперь к рассмотрению заблуждений. 1. Знак (c) применяется для указания на авторство произве- дения или источник информации (цитаты). Согласно процитированной статье, да и вообще самому опреде- лению знака (c) как "знака охраны авторского права", он является указанием на "имя (наименование) обладателя авторских прав" [ii, ст. 9, п. 1]. Что далеко не одно и то же. Напр., для программ и БД последний определяется так: "Под правообладателем понимается автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительны- ми имущественными правами" [iii, ст. 1, п. 2]. (Для других при- меров произведения в более общем российском законе [ii] опреде- ления правообладателя нет вообще.) А также: "имущественные права на программу для ЭВМ или БД могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам" [iii, ст. 11, п. 1]. Т.о. мы видим, что владельцем авторских прав может быть как лицо, так и организация, не имеющие к авторству н и к а к о г о отношения вообще. На практике очень часто бывает так, что владе- льцем авторского права является посредник, издатель или какой- либо организатор. 2. Частью законов об авторском праве является обязательное проставление знака (c) рядом с чужой цитатой и указанием на авт- орство или источник. Как мы уже выяснили выше, никаким указанием на авторство или источник знак (c) не является. И уж подавно ни в каком руко- водстве по издательскому делу или оформлению документации или литературных произведений ничего подобного вы не обнаружите. Напротив, если вы откроете любую книжку, даже какую-нибудь научную, с большим количеством ссылок на источники, вы не найдё- те в её тексте ни одного знака (c). Знак (c) вообще не употребл- яется в тексте или в связи с каким-либо текстом. В большинстве произведений существует практически только одно место для употребления знака (c) ─ один раз в экземпляре произведения обычно где-то на его титульном листе или его изнан- ке, заставке, этикетке или чём-то аналогичном. Больше нигде, по общепринятой практике, этот знак обычно не употребляется. Для указания авторства или источника информации в публицис- тической практике применяется несколько способов, не имеющих со знаком (c) ничего общего, из которых наиболее удачным в большин- стве случаев является помещение ссылки в квадратные скобки. Т.е. как в этом тексте. 3. Знак (c) обозначает зарезервированное название, которое является чьей-то собственностью и не может быть использовано другим. Здесь имеет место путаница с другим похожим внешне знаком (R). Этот знак действительно указывает, что название или условн- ое обозначение (эмблема) зарезервировано кем-то в качестве свое- го товарного знака (торговой марки), и не может быть использова- но другим [i, с. 313]. В области товаров и услуг относительно этого знака действу- ют достаточно строгие законы, предусматривающие его применение только после соответствующей регистрации в государственных орга- нах [i, с. 313; iv]. Однако, вне этой области никаких соглашений о данном знаке нет, равно как и устоявшейся практики его приме- нения. Возможно, использование его в качестве символа зарезервиро- ванности какого-либо названия в широком смысле вполне разумно. 4. Присутствие знака (c) защищает произведение, и если его не указать, авторское право действовать на него не будет. Автор обязан проставить знак (c) в произведении. "Авторское право на произведение науки, литературы и искус- ства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произве- дения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей" [ii, ст. 9, п. 1]. Аналогичная форму- лировка принята и для компьютерных произведений [iii, ст. 4, п. 1]. Как видим, авторское право на произведение действует всегда и никак не зависит от присутствия в нём каких-либо знаков. В от- личие от банкноты, подписи, печати или марки, знак (c) не имеет никакого юридического значения и служит лишь для н а п о м и - н а н и я о том, что это произведение является чьей-то собстве- нностью. "Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права" [ii, ст. 9, п. 1]. Обратите внимание на слова "оповещение" и "вправе", указывающих на необязательную и сугубо уведомительную роль знака. Всё это аналогично тому, что на денежных купюрах, напр., пишется предупреждение о том, что их подделка преследуется по закону. Но если даже на них не будет написано этого предупрежде- ния, подделка их законной всё равно не станет. 5. Всё так, но в Фидо у нас принято по-другому. Все знают, что означает знак (c) у нас. Сфера его применения расширилась и поэтому появилось новое значение. С появлением Фидо законы об авторском праве никуда не де- лись и продолжают действовать в нём как и везде. Напр.: ─ "Авторское право распространяется на произведения, обна- родованные, либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме, на территории Российской Федерации, независи- мо от гражданства авторов и их правопреемников" [ii, ст. 5, п. 1]. ─ "Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деяте- льности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения" [ii, ст. 6, п. 1]. ─ "Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и БД, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представл- енные в объективной форме, независимо от их материального носи- теля, назначения и достоинства" [iii, ст. 7, п. 1]. И т.д. Законы не предоставляют никакого особого статуса компьютер- ной информации по сравнению с другими произведениями, равно как и компьютерным сетям. Поэтому никакого расширения области приме- нения знака (c) не произошло. Появился лишь ряда п а р а з и т н ы х значений, которые конфликтуют с исходным, внося путаницу. Даже несмотря на то, что в чьих-то представлениях этот знак обрёл какие-то иные значения, существует его основное, общепринятое значение, к которому при- бегают люди прежде всего. И оно в полной мере распространяется на Фидо и любую компьютерную информацию. Нельзя использовать знак (c) вместо указания на авторство или источник. 6. Я создал произведение. Поскольку я имею право самостоя- тельно определять, как оно будет распространяться, я решил, что оно будет распространяться свободно и бесплатно. Но я должен за- щитить его от использования в коммерческих целях и вообще не так, как я хочу. Для этого я ставлю знак (c). Формально здесь всё правильно. Однако, нужно учесть ещё од- ин момент. Значения символов с течением времени иногда претерпевают не только расширение, но и сужение под влиянием разных причин и ис- торических процессов. Так, напр., получилось со свастикой ─ изн- ачально этот знак имел довольно широкое значение в качестве свя- щенного символа солнца или благополучия в различных религиозных культах многих стран [i, с. 268], но в XX в. оно резко измени- лось и сузилось до совсем другого, вызывая теперь у большинства идеологические и эмоциональные ассоциации настолько конкретные, равно как и общеизвестные, что пояснять их даже нет необходимос- ти. Нечто схожее получилось и со знаком (c). Кризис авторского права в компьютерную эпоху привёл к тому, что оно стало исполь- зоваться в основном как средство наживы, монополии и расправы. Поэтому знак стал ассоциироваться не просто с авторским правом, а с его конкретным меркантильным и агрессивным аспектом ─ с зап- ретом и угрозой, ─ в связи с чем, этот знак смотрится рядом с заявлением о свободном распространении произведения довольно не- уклюже. Хотя формально сочетание "(c) Freeware" допустимо, оно ли- шено смысла по сути, т.к. получается, что автор предупреждает о своих правах, которые однако никак не реализует. Помещая знак (c) в бесплатную программу, автор создаёт недоразумение, напоми- нающее по своей абсурдности (хотя и с противоположным смыслом) фразу почтальона Печкина: "Я вам принёс посылку, только я её вам не отдам". Для того, чтобы обозначить намерение бесплатно распростра- нять произведение был придуман знак (x) ─ copyleft, ─ который выражает идеологическую направленность и намерения автора в дан- ном случае гораздо яснее. 7. Знаки типа (x) ─ глупые "фидошные понты", которых никто не знает и не признаёт. Знаки существуют сами по себе, а не оттого, что их кто-то или что-то признаёт или регистрирует. Лишь бы они не вводили в недоразумения и не создавали путаницу своими значениями. Поскольку ваше авторское право всё равно действует само по себе, для его признания не важно, какой знак вы поставите или не поставите. Эти знаки ставятся не для юристов, а для потребите- лей. Однако, если вы уважаете других, лучше ставить те знаки, которые яснее выразят то, что вы подразумевали. Если вы намерены агрессивно охранять свои права, ограничивая других, ставьте знак (c) в его основном общепринятом значении. Если вы не хотите огр- аничивать права других, ставьте знак (x). Можно ещё не ставить ничего и вообще не указывать ни авторства [i, ст. 15, п. 5], ни отношения к авторским правам, ─ это практически ничего не изме- нит, но приведёт к неоднозначности. 8. Почему же тогда многие серьёзные разработчики ─ в т.ч. и зарубежные ─ сплошь и рядом помещают в своих программах именно знак (c), даже когда распространяют их бесплатно? Здесь имеет место та же тенденция, которая определяет и то, что обычные школы называют "лицеями", а банальные техникумы ─ "колледжами"; к обозначениям товаров без разбору добавляют прис- тавки "auto-", "hyper-", "mega-", "smart-", "super-"; а названия отечественных фирм придумывают на американский манер с сокраще- ниями типа "LTD", "Co." и "&", теряющими в нашем юридическом и языковом пространстве всякий смысл. Дрейф смысловых подтекстов различных обозначений и названий по волнам моды и спекуляция ими для привлечения внимания ─ явление обычное. Но скольких людей сбивает такая манипуляция смыслом с толку... И кстати, совершенно естественно, что, чем меньше из себя представляет какое-либо начинание, тем большее внимание уделяет оно подобной атрибутике, стараясь изо всех сил повысить свой ви- димый авторитет. Многим обывателям невдомёк, напр., что появивш- иеся за последние 10 лет в России "академии", "колледжи", "уни- верситеты", "лицеи" вовсе необязательно являются тем, что обычно ассоциируется с этими словами. И непривычного соотечественника часто вводят в заблуждение титулы типа "академик", "профессор", "доктор" при фамилиях зарубежных граждан, т.к. он не привык ещё к тому, что в демократических странах любой желающий может офи- циально основать собственную "академию", в которой будет своим собственным "академиком"... Точно так же и движение за бесплатное программное обеспече- ние на заре своего существования не вызывало в основном ничего кроме усмешки, а имена авторов не были известны никому. Поэтому, как всегда бывает в таких случаях, они усиленно привлекали "се- рьёзную" атрибутику крупных коммерческих структур, называя себя "компаниями" и "фирмами", и ставя те же знаки, какие ставят "ва- жные люди". Тем самым они сделали эту практику всеобщей привычк- ой. Поскольку знак (c) обрёл для многих притягательный ореол престижности и важности созданного, он используется сплошь и ря- дом, без особых на то основании и теряя постепенно всякое инфор- мационное содержание... 9. Знак (x) отсутствует в компьютерных кодировках и фонт- ах, и потому его невозможно использовать. Хотя знак вида (x) отсутствует в стандартных компьютерных кодировках, в фонтах он как правило е с т ь , и задействовать его обычно не труднее, чем знак (c), с той только разницей, что присутствует он обычно в несколько ином месте и в другом качест- ве. Это математический оператор "знак умножения в окружности", и встречается он в фонтах типа "Symbols". Он представлен в нотации TeX кодом "\otimes", в SGML Entities ─ кодом "⊗", его но- мер в Unicode ─ 2297h. В любом случае для него, как и для знака (c), всегда доступен очевидный суррогат. Источники: i. Дж.Фоли. Энциклопедия знаков и символов. ─ М.: Вече. 1997. ii. Б.Н.Ельцин. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах. ─ М.: Дом Советов России. 09.06.1993. iii. Б.Н.Ельцин. Закон Российской Федерации о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. ─ М.: Дом Советов России. 23.09.1992. iv. Б.Н.Ельцин. Закон Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. ─ М.: Дом Советов России. 23.09.1992.