В интернете уже много информации на эту тему. Внесу и я свою лепту.
Вы, наверное, слышали такие термины «доисторическое общество», «доисторическая эпоха». Что значит, «доисторический»? История — это устная или письменная передача информации в виде рассказа или пересказа. В данном контексте «доисторический» означает «до изобретения письменности». Если у учёных нет письменных источников о наших предках, то о многих подробностях их жизни можно только догадываться.
Звуковой форме языка лет столько же, сколько и человеку (миллионы лет), а вот письменность была изобретена лишь несколько тысяч лет назад. По крайней мере, та, что сохранилась до наших времён. Это умение передавать информацию при помощи рисунков и письменности стало революционной вехой в человеческой цивилизации и привело практически к взрывному её развитию.
Долгое время человечество использовало исключительно аналоговый способ записи информации, но с появлением компьютерной цифровой техники всё пришлось переводить в цифру. Попробую в некоем хронологическом порядке представить все виды носителей как аналоговой, так и цифровой информации.
Камень – самый надёжный в плане сохранности во времени носитель информации. Особенно если эта информация вырублена, а не нарисована. Поэтому, самые древние сохранившиеся до нашего времени источники графической информации, переданной людьми – это знаки, нацарапанные на камнях. Известны такие «царапки», оставленные ещё неандертальцами (39 тыс лет назад) и даже пресапиенсами (~70 тыс лет назад). Самым надёжным местом обитания древних людей были пещеры. Закрытые от непогоды и солнца стены пещер надёжно сохранили граффити, нацарапанные на стенах десятки тысяч лет назад.
Другим способом в искусстве фиксирования информации были так называемые «дипинти» – рисунки на камне «красками» – золой, глиной, соком растений. Но краска – менее надёжный материал. Она со временем осыпается, выцветает, смывается, поэтому до наших времён таких источников «дожило» мало. Технология же нанесения рисунков и надписей на стены до сих пор активно применяется в современном Граффити.
Конечно же, в те далёкие времена люди оставляли свои рисунки не только на камнях в пещерах, но и на земле, глине, на стволах и листьях деревьев, шкурах убитых животных, своих телах и прочих доступных поверхностях. Но всё это до нас просто не сохранилось.
Высекать надписи на камне довольно тяжело и хлопотно, а вот на мягкой глине делать рисунки намного проще, учитывая, что потом она высохнет, окрепнет, и надписи надолго сохранятся. Клинопись – наиболее ранняя из известных систем письма, которая возникла в Междуречье около 3500 г. до н.э. Форму письма во многом определил писчий материал – глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки. Отсюда и появились «клинообразные» штрихи и название «клинопись».
Вслед за шумерскими глиняными табличками в Древнем Египте был изобретён очень удобный писчий материал – папирус, который активно использовался во всём античном мире несколько тысяч лет, пока его не вытеснила бумага. Папирус изготавливали из одноимённого болотного растения. Отдельные листы папируса склеивали в длинные свитки. Древние греки называли папирус «библос». От этого же слова произошли слова «библион» (книга) и «библиотека» (хранилище книг).
На фотографии вы видите кипу — древнюю счётную систему инков и их предшественников, живших в Андах. Кипу представляет собой сложные верёвочные сплетения и узелки из шерсти альпаки или ламы или из хлопка (на языке кечуа khipu означает «узел», «завязывать узлы», «счет»). В одном кипу может быть от нескольких до 2500 нитей разных цветов и размеров.
Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н.э., а первое письменное упоминание о кипу относится к 1533 году (эту систему счета описал в своем письме испанский конкистадор Эрнандо Писарро).
Кипу было широко распространено в Империи инков. По словам испанского хрониста Хосе де Акоста, «вся империя управлялась посредством кипу». При помощи кипу учитывали, например, число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, записывали налоги; кипу использовались даже в качестве календаря.
Инки разработали целую систему считывания информации. Главный шнур кипу был началом повествования. К нему наискось прикреплялись более тонкие нити, которые и использовались для записи данных. Положение узелка на шнуре показывало цифровой порядок (десятки, сотни, тысячи), а количество узлов определяло простые числа. Но, чтобы прочитать узелковое послание, надо было разбираться не только в узлах и их положении на веревке, но и знать обозначения каждого цвета. Так, например, красный цвет обозначал армию, войско, белый — серебро, желтый — золото. Все сведения фиксировали специально подготовленные чиновники — кипукамайоки — и передавали их в центр, то есть в Куско.
«Узелковые письма» доставлялись профессиональными курьерами — бегунами часки — по системе имперских инкских дорог. Удобство при транспортировке — это важное преимущество кипу, ведь послания доставляли иной раз за сотни километров, и пергамент или листья деревьев, которые служили для инков бумагой, для этого плохо подходили. Кипу же можно было смять и поместить в мешочек.
До нас дошли многие экземпляры кипу инков, различных размеров и назначения. Существует даже специальная база данных кипу. Однако эти «письма» важно не только расшифровать, но и сохранить. Кипу сделаны из натуральных волокон, поэтому они нуждаются в особой температуре, влажности и защите от выцветания. Хранят кипу на горизонтальных панелях, покрытых нейтральной по кислотности бумагой. Шнуры обрабатывают специальными щетками и оберегают от насекомых.
Папирус – довольно непрочный материал, поэтому древние естественно, думали о том, чтобы найти более надёжные и устойчивые к внешним воздействиям материалы. Самый надёжный, но и самый дорогой материал – это золото.
Позволить себе использовать золотые листы для увековечивания своих надписей могли лишь самые богатые люди, в основном правители. Людям попроще приходилось искать золоту заменители. До нашего времени сохранились образцы письменности на более экзотических металлах, например, на свинцовых пластинках.
На таких тонких металлических пластинках можно было выдавливать или чеканить любые надписи и изображения, которые не стирались и не были подвержены порче плесенью и грызунами.
Глина – хороший и надёжный материал для ведения записей, но она быстро затвердевает, и исправить ошибку можно только если писец сразу её заметил. Для ведения временных записей использовать глину не целесообразно, да и обучаться письму на глине тяжело. Для таких ситуаций древние греки придумали «восковые таблички».
Обычно таблички изготавливали из бука, дуба и других твёрдых пород деревьев. Края табличек были приподняты, до их уровня заливался расплавленный воск: его разглаживали трапециевидным скребком. По застывшему воску писали «стилусом» – продолговатым металлическим или костяным стержнем: один конец его был заострён, другой оканчивался лопаточкой. Если запись чем-то не удовлетворяла пишущего или в ней миновала надобность, воск заглаживали лопаточкой, после чего писали вновь по этой же табличке. Две связанные вместе таблички назывались диптихом, три — триптихом, четыре и более — полиптихом.
В богатых римских домах хранились архивы восковых табличек, для которых служило специальное помещение — таблинум. Архив табличек называли «кодекс». Знатные и богатые люди предпочитали использовать роскошные таблички, чаще из слоновой кости, иногда они отделывались золотом, а наружная сторона могла иметь высокохудожественные изображения. На таких же табличках деловые люди и политики набрасывали черновики документов и писем, а затем надиктовывали текст профессиональным писцам-либралиям.
Пергамент (или пергамен) – это материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. У персов кожа издавна употреблялась в качестве материала для письма. Оттуда она под именем «дифтера» попала в Грецию, где для этого использовались обработанные овечьи и козьи шкуры. Когда же цари Египта запретили вывоз папируса за пределы страны, то в городе Пергам, располагавшемся на территории современной Турции, решили усовершенствовать древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем «дерма». Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н.э.). Позднее, дерму стали называть по месту главного производства – «пергамини». Римляне называли его «мембрана» или «пергамена». Из пергамента делали свитки по образу папирусных или отдельные листы сшивали в книги.
В Древней Индии ещё 2500 лет назад использовали в качестве основы для записи пальмовые листья. Листья пальмы разрезали на полоски ~5см шириной, металлическим стержнем выдавливали бороздки символов, а затем заполняли углубления чёрной краской. Когда получалось много «листов», в них проделывали отверстия, по краям добавляли дощечки и сшивали в книгу. Такой способ записи на пальмовых листьях был долгое время популярен в Индии и многих странах Юго-Восточной Азии.
Во времена римской империи письменность использовалась активно, но на окраинах империи использовать папирус и пергамент было довольно дорого. Восковые таблички были довольно толстыми и тоже импортировались. Поэтому в Англии, где папирус и пальмы не росли, в качестве основы для письма стали использовать тонкие деревянные дощечки. Для этого брали доску из древесины молодого мягкого дерева, например, липы, и нарезали её на тонкие пластины толщиной 1-2 мм. На дощечках наносили надпись чернилами, чернила подсыхали, затем дощечки складывали текстом внутрь и связывали через заранее проделанные отверстия. Получался хоть и одноразовый, но довольно практичный, надёжный и недорогой носитель информации.
Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. По состоянию на август 2022 года найдено 1154 грамоты берестяных грамот в Великом Новгороде и ещё более 100 в других городах России, Украины и Белоруссии.
Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из широкого употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Записи на бересте как правило процарапывались, поэтому хорошо сохранились, в отличие от хрупких чернильных. Береста обычно рассматривалась как непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения. Её использовали в основном для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики), поэтому больших берестяных библиотек не существовало, а все найденные берестяные грамоты – это в основном выброшенные за ненадобностью и случайно сохранившиеся.
Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
В настоящее время бумага является основным носителем неэлектронной информации. Книги, журналы, газеты, рекламные листки, документы – всё сделано из бумаги.
Технология изготовления бумагоподобных материалов, таких как папирус, береста, пергамент и других, были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». В Китае ещё 2000 лет назад умели делать бумагоподобный материал из бамбука, из пеньки, а ещё раньше — из шёлка. А древние индусы ещё раньше тоже подметили, что после того как слоновьи какашки :) размоет дождём, а потом высушит, то на месте лужи появляется тонкий «бумажный» слой. Однако бамбук был тяжёл, а шёлк — дорог, поэтому китайцы обратили внимание на осиные гнёзда, а точнее на то, из чего и как осы их делают.
Изобретение бумаги датируют 105 г н.э. и приписывают китайскому чиновнику Цай Луню. Он растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т.д. Сейчас производство бумаги стало крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.
Бумага применяется не только для письма и печати, но и при производстве денег, знаков почтовой оплаты, документов, а также как отделочный, поделочный, упаковочный, чистящий, фильтрующий материалы, как подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, индикаторная бумага, наждачная бумага), при производстве конденсаторов, гетинакса и много где ещё.
Восковой валик (или цилиндр) — аудионоситель, использовавшийся для фонографа Эдисона.
Цилиндр (в общем случае, не только восковой) является старейшим аудионосителем в истории. Цилиндры использовались в виброскопе Томаса Юнга, фоноавтографе Леона Скотта и, наконец, в фонографе Томаса Эдисона. Коммерческое их использование начинается с изобретения Эдисоном фонографа в 1877 году и заканчивается в 1929 году, когда цилиндры для фонографов перестали производиться. С 1894 года цилиндр начинает сталкиваться с конкуренцией со стороны диска, используемого изобретённым Берлинером граммофоном. Граммофонный диск в конечном итоге выиграет состязание и останется стандартным аудионосителем на музыкальном рынке вплоть до 1940-х годов, после чего будет вытеснен виниловым диском (на 45 и 33 оборота в минуту).