Как показывает практика, ставрографические исследования в России становятся все более популярными, изучение Креста во множестве различных аспектов приобретает все большее значение. Комплексная научная дисциплина о Кресте, за которой прочно закрепилось название ставрография, имеет огромный потенциал. Это касается не только сферы познания, но сферы духовной, мировоззренческой. Наблюдая за процессом развития ставрографии, убеждаешься в необходимости разработок по методологии этой новой для многих научной дисциплины. Предлагаемое исследование было задумано мною для усовершенствования методики работы ставрографов (как искусствоведов, так и археологов), как попытка создать комплекс методических инструментов. Напомню, что в первой его части речь шла 0 проблемах профессиональной коммуникации в самом широком их понимании — вопросах ставрографической терминологии и путях наиболее адекватного описания и презентации ставрографических памятников.
Типологический метод, давно применяющийся в ходе изучения крестов, предложено использовать в той его «редакции», которая разработана Ю. Л. Щаповой и ее учениками. Конструктивный подход к исследованию крестов позволяет максимально объективно описывать памятники и строить для них типологические ряды. Информацию о конструктивных особенностях креста предложено формализовать, применяя метод формул. В соответствии с заявленной темой во второй части работы речь пойдет в основном о метрическом подходе к исследованию крестов, его достоинствах и возможностях, будет описана измерительная техника и предложена программа измерений.
Огромное разнообразие размеров и пропорций крестов хорошо известно нам из эмпирического опыта. Более того, многие ставрографические памятники измерялись в процессе их хранения в музейных собраниях и составления на них учетной документации (паспортов, карточек и т.п.). Несмотря на это, до публикации цифровой материал доходил крайне редко. Исключением здесь являются в основном каталоги, где результаты измерений практически никогда не становятся предметом специального исследования. При наличии большого числа цифровых данных по различным классам крестов мы приобретаем возможность исследовать многообразие их форм при помощи статистических методов. В настоящее время элементарные статистические работы можно проводить и без серьезной математической подготовки, используя программное обеспечение Microsoft Ехсеl и STATISTICA.
Для обозначения раздела ставрографии, посвященного изучению размеров и форм крестов по цифровым характеристикам, в данной работе предложен термин ставрометрия.
Измерение, как известно, один из самых распространенных способов фиксации и исследования морфологической информации. При этом измерительные методики — один из главнейших факторов объективизации исследовательской деятельности. Во многих научных дисциплинах ведется работа по составлению и усовершенствованию программы измерительных признаков. Измерения можно, конечно, вести и без предварительно разработанной программы, но в этом случае имеется возможность упустить какой-нибудь важный признак или целый их комплекс. При наличии же специально подготовленной программы исследования метрических характеристик становятся комплексными и систематическими, приобретают направленный характер.
Конкретный набор измерительных признаков, которые должны войти в программу, вероятно, зависит от классов и типов изучаемых крестов. Тем не менее, имеются общие, лучше сказать — базовые, характеристики, присущие любому кресту. Именно их и необходимо исследовать в первую очередь. В большинстве случаев они хорошо ассоциируются с предложенными мною конструктивными типами крестов. Отмечу здесь, что общая программа рассчитана как на кресты, изображенные линиями, так и на кресты, имеющие площадь или площадь и объем. Нетрудно понять: чем проще крест по своим пространственным характеристикам, тем короче измерительная программа.
Базовые метрические признаки легко подразделяются на абсолютные размеры и относительные характеристики (или индексы/указатели).
Исследование абсолютных размеров крестов важно как в научном, так и в практическом отношении. Кроме исследовательского стремления к познанию многообразия крестов и классификации их по абсолютной величине, необходимо обратить внимание и на сугубо практическую сторону этого знания. Во-первых, изготовление крестов современными мастерами часто идет по пути проб и ошибок, через самостоятельный поиск оптимальных пропорций (конечно, если речь не идет о простом копировании), в чем ставрометрические данные могут им существенно помочь. Во-вторых, постройка нового или реставрация древнего храма, сопряженные с водружением нового креста, подразумевают не только соразмерность этого креста самому храму и его архитектурным деталям, но и соответствие его размеров и веса инженерно-техническим требованиям к устойчивости и безопасности.
Признаки, относящиеся к абсолютным размерам креста, предлагаю обозначать арабскими цифрами и в дальнейшем закрепить за ними эти номера во избежание путаницы. В этом случае таблицы ставрометрических данных, составленные разными исследователями, будут более сопоставимы.
Признаки:
К простым линейным признакам, измеряемым непосредственно, следует добавить несколько генерализованных показателей абсолютных размеров.
Для оптимизации ставрометрической работы можно также предложить специальный бланк, в который удобно и заносить, и считывать измерительную информацию. При статистической обработке материала последнее замечание становится особенно актуальным. В верхней строке бланка можно поместить ячейки для внесения описательной информации о кресте: КТ — базовый конструктивный тип, ТЛ — тип лопасти, ДКЭ — дополнительный конструктивный элемент, Гол. — наличие или отсутствие Голгофы и ее тип, ОС — орудия Страстей, ГА — глава Адама.
Хорошо представляя, что именно нужно измерять, обратимся к вопросу, чем эти признаки можно измерить. Во-первых, инструменты должны быть точными, во-вторых, удобными в обращении и адекватными размеру ставрографических памятников. Так, для изучения мелких объектов (например, нательных крестов) лучше всего использовать малый штангенциркуль (ШЦ-1). Для еще большего удобства его рабочие ножки лучше всего сточить «на иглу». Точность измерений для таких крестов должна быть доведена до 0,1 мм. Кресты средних размеров (например, наперсные, напрестольные и т. п.) можно измерять штангенциркулем средних размеров (ШЦ-2 или ШЦ-3). В данном случае точность измерений опускается до 0,5—1 мм. Использование линейки для первых двух групп памятников нецелесообразно. Крупные ставрографические памятники (запрестольные, выносные и, особенно, монументальные кресты) чаще всего могут быть измерены только рулеткой. Допустимо использование линеек разной длины. Точность измерения здесь значительно меньшая, что часто продиктовано неровными гранями и характером обработки материала, — около 0,5—1 см. Угол наклона нижней перекладины (№ 8) на крестах небольшого размера легко измерить обычным транспортиром. Если речь идет о монументальных крестах и транспортир по каким-то причинам неприменим, то величину этого угла можно получить тригонометрически.
Ставрометрический бланк №
Памятник: Место хранения: Датировка: Источник: _ КТ ТЛ ДКЭ Гол. ОС ГА 1. Общая высота мачты 2. Ширина средней перекладины 3. Ширина верхней перекладины 4. Прямая ширина нижней перекладины 5. Уровень средней перекладины 6. Уровень верхней перекладины 7. Уровень нижней перекладины 8. Угол наклона нижней перекладины 9. Высота Голгофы 10. Ширина Голгофы 11. Диагональ средокрестия 12. Ширина мачты 13. Ширина верхней лопасти 14. Ширина лопастей средней перекладины 15. Ширина лопастей верхней перекладины 16. Ширина лопастей нижней перекладины 17. Средняя толщина креста 18. Модуль креста (двухмерный) 19. Модуль креста (трехмерный) 20. Модуль средокрестия
Изучение относительных размеров крестов, особенно в отношении их пропорций, позволяет получить более объективную информацию об изменчивости типологических рядов во времени и пространстве. Кроме того, как и в случае с абсолютными размерами, имеется возможность применять эти данные в практике изготовления современных крестов: например, для поддержания традиционных форм и пропорций или при создании креста для восстанавливаемого храма, адекватного по внешнему виду времени сооружения конкретного архитектурного объекта. Следует отметить еще один, может быть, наиболее важный момент. Изучение относительных метрических признаков крестов можно проводить без непосредственного контакта с памятником, то есть по изобразительным источникам — как опубликованным, так и не опубликованным: рисункам, фотографиям и т. п.
Цифровое обозначение относительных признаков (указателей, или индексов) предлагается проводить в соответствии с морфологическим смыслом, используя нумерацию абсолютных признаков, положенных в их основу (см. список абсолютных размеров и ставрометрический бланк).
В целом число указателей может быть очень большим, абсолютные признаки могут сочетаться с различной степенью сложности. Наверное, целесообразно оставить вопрос о других относительных признаках на предусмотрение исследователей, которые будут дополнять предложенную программу в соответствии с целями и задачами конкретной работы. При этом необходимо лишь помнить, что новые признаки должны быть унифицированы и сопоставимы друг с другом в разных работах.
В качестве примеров того, как предложенные указатели могут «работать», приведем некоторые факты. Сначала обратимся к широтным пропорциям. Наиболее ранние кресты — VI—VII веков, такие, как Велитернский крест, крест-гемма из катакомб Понтиана и многие другие, имеют указатель пропорций (№ 2 : № 1) равный 63—67 — вероятно, наиболее гармоничное соотношение. Много позднее, в XV веке, в Новгородских землях на печатях и монументальных крестах появляются «ужатые» изображения крестов, указатель пропорций для них приблизительно равен 20, что крайне мало. Для XVI—XVII и более поздних столетий, напротив, характерны более широкие кресты с широко варьирующим указателем пропорций (от 48—50 до 75 и более; иногда превышающим 100, в случае доминирования ширины над высотой.
Цифровой материал, публикуемый обычно в каталогах, с некоторыми оговорками также может быть использован в ставрографической работе. В демонстрационных целях рассмотрим цифровой материал по напрестольным крестам из собрания Псковского музея[6]. Вычислив указатели пропорций для 26 объектов, обнаружим, что напрестольные кресты по этому признаку варьируют значительно, в среднем величина указателя равна 53,6, но изменчивость его имеет некоторую направленность. Оказывается, что напрестольные кресты от конца XVI к концу XVIII века становятся относительно более широкими (от 51,5 к 57—59 и наконец до 76 в 1780-е годы). При этом XVII век отличается достаточно узкими напрестольными крестами — указатель варьирует от 46—47 до 49—50. Правда, для того чтобы выяснить, насколько эти закономерности имеют общий характер, потребуется специальное исследование.
В отношении высотных пропорций также можно привести яркий пример. Вернемся к ранним крестам VI—VII веков, указатель уровня средней перекладины (№ 5 : № 1) будет варьировать у них в пределах 62—75. При этом русские кресты позднего средневековья, хорошо знакомые нам по высоко поднятым верхней и средней перекладинам, имеют указатель 80—90.
Примеры можно было бы умножать бесконечно, они со всей очевидностью иллюстрируют крайнюю необходимость изучения размеров и пропорций у различных классов ставрографических памятников.
В рамках изучения конкретных классов крестов всегда будут возникать ситуации, когда какой-нибудь признак, указанный в общей программе, не будет фиксироваться. Отмечу также, что в ряде случаев фиксация того или иного признака не будет иметь смысла (например, признак № 13 — ширина верхней лопасти — при параллельных на всем протяжении краях мачты). Имеются и еще более частные случаи, по которым хотелось бы высказать ряд соображений.
Кресты-тельники — крайне многочисленный и очень интересный класс ставрографических памятников. В рамках археологических исследований нательные кресты и энколпионы являются основными группами крестов. Цифровые данные по ним периодически публикуются, но за отсутствием разработанной программы остается неясным, как брался тот или иной размер. Чаще всего, думается, исследователи измеряют общие, так называемые габаритные, размеры. В соответствии с конструктивной морфологией креста-тельника целесообразным было бы измерение его длины без ушка (или крепления) и без учета «отягчающего» его декора, а параметрами ушка дополнить ставрометрическую программу. Не следует забывать также, что, несмотря на сильную уплощенность, нательные кресты — это объемные объекты, подразумевающие исследование их толщины.
В отношении крестов, использующихся в богослужебной практике, например напрестольных, следует помнить, что они, как правило, снабжены рукоятью, которая может быть выражена очень слабо. Тем не менее, при измерении этих памятников не совсем верным будет включать длину рукояти в общую длину мачты. Особенно это актуально для запрестольных и выносных крестов, имеющих очень длинный шест-крепление. Этот дополнительный конструктивный элемент должен быть измерен отдельно.
Монументальные кресты, в первую очередь каменные, часто имеют выраженное основание, в которое переходит мачта в нижней своей части. В таком случае основание следует рассматривать как дополнительный конструктивный элемент и измерять отдельно. То же самое можно сказать и о шипе в основании креста, использовавшегося для крепления в стояне, и о каменном круге, столь характерном.
Например, для новгородских каменных крестов. При наличии круга оптимальным было бы измерить не только его диаметр (рис. 5), но и ширину «обода», и его толщину, которая часто меньше средней толщины самого креста. Особого внимания требуют менее броские детали, например, резной кант, расположенный по периметру креста, высота выемчатой или обронной резьбы при наличии надписей и изображений.
Проблема украшения различного рода крестов и многообразия их декора — тема отдельной публикации. В данном случае мне хотелось бы обратить внимание коллег на ряд достаточно важных моментов, учет которых, как кажется, позволит избегать методических осложнений при работе со ставрографическими памятниками.
В настоящее время господствует представление о декоре, размещенном на вещах, как о чем-то нерасчлененном, чаще всего он рассматривается в целом. Декор на крестах вообще крайне редко становится предметом исследования. Насколько мне известно, конструктивный подход к изучению декора вообще никогда не применялся.
В рамках системного подхода к вещи декор рассматривается как самостоятельная подсистема. Действительно, с точки зрения конструктивной морфологии декор может быть легко «сброшен», и тогда вещь предстанет в виде «чистой» конструкции. Для крестов это, вероятно, будут базовые конструктивные типы К «чистым» конструкциям крестов зачастую примыкают так называемые дополнительные конструктивные элементы, основное назначение которых — нести определенные смысловые сигналы, то есть являться символами. Они рассматривались мною в первой части работы. Не секрет, что дополнительные конструктивные элементы крестов тесно связаны с сюжетами из Священного Писания (круг-венец, Голгофа, орудия Страстей) или с их интерпретацией Священным Преданием (побеги виноградной лозы, якорь, глава Адама). Если в случае с Голгофой или главой Адама несомненен мощный акцент на символической их стороне, то в случае с побегами виноградной лозы, ветвями растений или цветами на первый план выходит именно декоративная функция дополнительного конструктивного элемента. То же самое можно сказать и о большом круге (круге-нимбе) монументальных каменных крестов, которые приобретают с ним особую эстетическую привлекательность. Следовательно, необходимо разобраться в том, где проходит граница между дополнительным конструктивным элементом и декором.
Кроме традиционного набора дополнительных конструктивных элементов, часть из которых несет и декоративные функции, на огромном числе крестов имеются декоративные элементы, часто не лишенные символической составляющей, активно «вмешивающиеся» в конструкцию креста. Это могут быть:
Все эти декоративные элементы, далеко не полный перечень которых здесь приведен, «внедряются» в конструкцию крестов, безусловно, усложняя ее, «пряча» от исследователя более простую морфологическую информацию.
Наконец, стоит упомянуть декор, совсем (или почти) не влияющий на конструкцию креста. Это, если будет позволено так выразиться, «чистый» декор. При этом он может состоять из тех же самых элементов (лоза, щитки, медальоны, лепестки), но расположены они будут по-иному. Их влияние на конструкцию практически не прослеживается.
Итак, речь должна идти о:
Если не различать этих важнейших видов декора, то классификация ставрографических объектов и построение типологий крестов будет оставаться крайне трудоемкой или вовсе невыполнимой задачей. Без учета очевидного факта, что часть декора несет на себе конструктивные функции, науки о вещах обречены на создание громоздких и крайне сложных в обращении типологии.
Системный подход к изучению вещей — направление чрезвычайно перспективное. Крест как объект исследования также может быть описан в категориях теории систем и представлен подсистемами «морфология», «технология», «материал» и «функция». Данная работа посвящена исключительно подсистеме «морфология», где представлены примеры разработок по подсистемам второго порядка — «конструкции», «метрике», «декору». Конструктивный и метрический подходы к исследованию всего многообразия крестов — это максимально объективный методический инструмент, позволяющий проводить широкие сопоставления, изучать временную динамику изменчивости форм (конструкций, размеров, пропорций), вопросы их происхождения, связи с литургической практикой. Правда, как показывает опыт, не так сложно разработать методику, как убедить своих коллег использовать ее…