Содержание

Однажды мне захотелось посмотреть в Википедии, что такое «ставрография». Зашёл я туда - и ничего не нашёл. Пришлось написать статью про ставрографию сначала здесь, а потом уже перенести её в Википедию. Здесь, кстати, более полная статья со ссылками на книги для скачивания.

Ставрография

Ставрография (от στάυρος — «дерево, крест» и γράφω — «пишу») — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю и иконографию Креста — основополагающего символа христианства.

История ставрографии

Начало ставрографии как науки, изучающей историю и иконографию Креста Христова, было заложено в начале XIX века трудами российских учёных и священников1).

Учёные-основоположники

Значительный вклад в становление и развитие ставрографии внесли: архимандрит Макарий2), профессор Киевской духовной академии И.И.Малышевский3), филологи-слависты И.С.Пальмов4) и М.Н.Сперанский5), археолог граф А.С.Уваров6), профессор Санкт-Петербургского университета И.А.Шляпкин7), профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н.В.Покровский8), святой праведный Иоанн Кронштадтский9), коллекционеры древностей супруги Б.И. и В.Н.Ханенко10), а также ряд других церковных учёных, историков и искусствоведов.

К началу XX века ставрография оформилась как полноценная часть исторической науки и развивалась в основном в двух направлениях — богословском (изучение церковных преданий о Животворящем Кресте, сказаний о явленных и чудотворных крестах) и историческом (источниковедение, церковная археология, эпиграфика, этнография, история искусства, иконография и др.).

Советский период

Революция 1917 года и последовавшие за ней антирелигиозная пропаганда отделение церкви от государства резко изменили положение дел. Из полноценной науки ставрография выродилась в описательное искусствоведение и любование предметами старины11). Научные исследования в этой области были практически прекращены, запрещались издания о крестах12), из библиотек изымались религиозные книги13). В силу этого публикации на тему ставрографии в то время были очень редки14), стали появляться работы, в которых христианские кресты интерпретировались как предметы дохристианской или внехристианской традиции15).

Возрождение ставрографии

Застой в развитии науки о кресте закончился лишь к концу XX века, когда стали активно появляться научные публикации историков, археологов, этнографов и искусствоведов о различных аспектах ставрографии16).

Настоящее время

В настоящее время идёт процесс возвращения ставрографии статуса отдельной вспомогательной исторической дисциплины.

В 2002 году группой православных историков и искусствоведов был создан «Православно-ставрографический Центр» — межрегиональная общественная организация содействия возрождению и развитию ставрографии. По словам руководителя центра С. В. Гнутовой основной его задачей является прославление Креста Господня путём собирания образов креста и сведений о крестах России. Центр призван осуществлять несколько функций: накопительную, которая связана со сбором и хранением образцов крестов и информации о них, а также ознакомительную, направленную на восстановление связи духовной и светской культур. Специалисты центра ведут работы по созданию системной базы данных по видам и типам крестов (от нательных до надглавных), проводят анализ их региональных особенностей. Новые технические возможности и компьютерные технологии позволяют выходить на качественно иной уровень осмысления этой тематики, что помогает современным мастерам — резчикам, ювелирам и кузнецам — в восстановлении и реставрации крестов, а также в создании новых форм.

К большому сожалению, просуществовал этот центр, видимо, недолго. По крайней мере, после 2004 года информации о нём у меня нет никакой, да и в интернете все ссылки только на зарегистрированное на этот центр юрлицо, да пара ссылок в книгах. По адресу www.stavro.ru существовал сайт, но он «умер», оставив небольшие следы в архиве Интернета.

При содействии центра был осуществлён выпуск трёх Ставрографических сборников, альбома «Крест в России», готовился к изданию специальный учебник с курсом лекций по ставрографии, но был ли он издан, мне не известно.

Внутренние ссылки

Внешние ссылки


1)
  • Кеппен П.И. Список русским памятникам, служащим к составлению истории художеств и отечественной палеографии, собранным и объясненным Петром Кеппеном. М., 1822.
  • Аверин К. О крестах в Зарайске / Труды и записки Общества истории и древностей Российских. М., 1826. Ч. III. Кн. 1. С. 231—234.
2)
3)
  • Малышевский Ив. О придорожных крестах / Труды Киевской Духовной Академии. Т. 3. Киев, 1865. Отд. отт. С. 1-106.
4)
  • И.С. Пальмов. «Памятники Кирилло-Мефодиевской старины в Чехии и Моравии» (в «Сборнике по славяноведению» учеников В.И.Ламанского, 1883.
5)
  • Сперанский М.Н. Придорожные кресты в Чехии и Моравии и византийское влияние на Западе (Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским Археологическим обществом. М., 1895, № 12. С. 393—413.)
6)
  • Уваров А.С. Христианская символика. — М., 1908. — С. 114.;
  • Уваров А.С. Каталог собрания древностей. М., 1908. Отд. VIII—XI.
7)
  • Шляпкин И.А. Древние русские кресты. Кресты Новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы / Записки отд. русской и славянской археологии ИРАО. Т. VII. Вып. 2. СПб., 1907. С. 49-84.
8)
  • Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. Есть переиздание: М.: Прогресс-традиция, 2001.
9)
  • Иоанн Кронштадтский О кресте Христовом (против раскольников). СПб., 1896.
10)
  • Собрание Б.И. и В.Н. Ханенко. Древности русские. Киев, 1899. Вып. 1; 1900. Вып. 2.
11)
  • Святославский А.В., Трошин А.А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М., 2000. С. 73.
12)
13)
  • Винников А.Б. Оттепель (1943—1960 гг.). Часть 2. Сибирская православная газета. № 1 2003. / http://www.ihtus.ru/12003/hi60.shtml
14)
  • Лазарев В.Н., Мнева Н.Е. Памятник новгородской деревянной резьбы XIV в. (Людогощенский крест) / Сообщения Института истории искусств. № 4-5. М., 1954. С. 145—166.
  • Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII—XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960.
  • Порфиридов Н.Г. Малоизвестный памятник древнерусской скульптуры. Каменный крест из Боровичей / Древнерусское искусство XV — начала XVI вв. М., 1963. С. 184—195.
  • Мильчик М.И. Обетные кресты Мезени / Декоративное искусство СССР. 1974, № 2. С. 50; Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971. С. 146—148.
  • Рындина А.В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV—XV веков. М., 1978. Рындина А. В. Прикладное искусство и пластика / Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери: XIV—XVI вв. М., 1979.
  • Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV—XV веков. М., 1980.
15)
  • Н. Фрейман. «Придорожная часовня — пережиток древнего «погребения на столбах на путях» (Советская этнография., 1937. № 3. С. 80-86.)
  • Л. А. Динцес. «Дохристианские храмы Руси в свете памятников народного искусства» (Советская этнография. 1947. № 4. С. 67-94.)
16)
  • Дмитриева С.И. Мезенские кресты / Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1984. Л., 1986. С. 461—466.
  • Залесская В.Н. Связи средневекового Херсонеса с Сирией и Малой Азией в X—XI веках / Восточное Средиземноморье и Кавказ. IV—XVI вв. Л., 1988. С. 93-98.
  • Стерлигова И.А. Крест из Херсонского музея и русские меднолитые киотные кресты XII—XIV вв. / Древнерусская скульптура. Выпуск II. Часть 1. М., 1993. С. 4-19.
  • Левина Т.В. Деревянные поклонные кресты на Русском Севере / Древнерусская скульптура. Выпуск 1. М., 1991. С. 245—261.
  • Овсянников О.В. Каменные кресты Архангельского Поморья / Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. Сборник статей к 75-летию В. Д. Белецкого. СПб., 1994. С. 171—172;
  • Овсянников О.В., Чукова Т.А. Крест в культуре Русского Севера XVIII — начала XX вв. (функция и семантика) / Семантика и культура. Архангельск, 1989. С. 60-77;
  • Овсянников О.В., Чукова Т.А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии) / Язычество восточных славян. Л., 1990. С. 73-76;
  • Овсянников О.В., Ясински М. О деревянных крестах Русского Севера / Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Архангельск, 1995. С. 26-74.
  • Орфинский В.П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития / Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 51-53;
  • Орфинский В.П. Некрокультовые сооружения Российского Севера в контексте христианско-языческого синкретизма / Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1998.