Содержание

Ребус 1881 №1

Перед нами ребус из первого выпуска журнала «Ребусъ» от 1881 года.

Ребус большой, будем разгадывать построчно. Всего 8 строк. Если сразу что-то не пойдёт, будем пропускать, чтобы потом вернуться к этому месту снова.

Строка первая

Первая картинка – это газета "Русь". Она только год как начала издаваться, поэтому это своего рода реферанс от журнала Ребусъ. Или как это сейчас называют, продакт-плейсмент. В данном случае, тут ничего не скрыто. «РУСЬ», так Русь.

Рюриковичи — это княжеский, а позже великокняжеский и царский род потомков Рюрика — первого летописного князя древней Руси. То есть это «РОД». «РОД» находится на букве «Я». Черта – это скрытое слово. Расшифровываться может несколькими способами: «РОД на Я», «на Я - РОД», «РОД над Я», «над Я - РОД», «под РОД - Я», «Я под РОД». «РОД НА Я» хорошо стыкуется с предыдущим словом, поэтому выбираем этот вариант.

Третья картинка: нарисована дорога и буква Я на пограничном столбе. «ДОРОГА Я», тут без вариантов.

Буквы Г'ДЖ. Буквы имеют свои названия. Помните, как учили в школе? А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ, зэ, и, и краткое, ка, эл, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща… В данном случае с «Гэ» снимаем последнюю букву, а с «Дэ» и «Жэ» - не снимаем. И получается «ГДЕ ЖЕ». То, что Э перешло в Е – это нормально. На слух-то не воспринимается, так что в принципе прокатывает. Это как в кроссвордах взаимозаменяемые буквы Е и Ё, И и Й.

Снова единичная буква С с запятой: «С(э)». Кстати, на обложке журнала «Ребусъ» буква Б' тоже с запятой. Так что запомним этот приём. А вот дальше уже интереснее. Нарисован какой-то сарай с воротами, а сверху сигнальная мачта. В общем, судя по всему, загадана какая-то то ли военная, то ли пожарная «ЧАСТЬ». Почему часть? Да потому что «С(э) ЧАСТЬ Е».

Старорусская азбука Что такое «иП». Буква и изображена маленькой, а П - большой. Значит, скорее всего, «И» - это союз. А вот «П» может быть как просто буквой П, так и нечто большим. Например, если вспомнить, как называются буквы нашей старославянской азбуки, то П - это «ПОКОЙ».

Далее снова одиночная буква Т с запятой. То есть это просто буква «Т(э)». И жрущий мужик. Я долго думал, что же это загадано: рот, еда, ужин, обед. Оказалось, загадано «АМ» :) Потому что это единственное, что согласуется с впереди стоящей буквой Т. Особенно, если учесть, что следующая строка начинается с открытого слова «ГДЕ».

Итак, в первой строке получаем: «Русь родная, дорогая, где же счастье и покой? Там…».

Строка вторая

Какие-то буквы курсивом. Для нас понять, что написано, может стать проблемой, но для конца 19 века – это просто написанное слово «гдѣ» или «ГДЕ». А вот где?.. А там, где «МАТЬ» «ЗЕМЛЯ». Что можно ещё загадать картой земного полушария кроме как «земля»? «СЫР» тоже не вызывает вопросов. А вот дальше что-то непонятное. Тётка сидит и кормит с ложечки ребёнка. Снова мать? Если присмотреться, то на тётке написано АЯ, а на ребёнке ЩЕ. Что нарисовано, то и загадано. «АЯ КОРМИТ ЩЕ».

Дальше буква «Д» и рой букв Ю. Потом «Рук». С буквы «Дэ» запятой снимается последняя буква, как мы уже делали раньше. Получаем «Д РОЙ Ю РУК. И снова видим, как мамаша по имени Ой кормит малыша Тр. «ОЙ КОРМИТ ТР». У нас уже получилась вот такая фраза: «Русь родная, дорогая, где же счастье и покой? Там, где мать земля сырая кормит щедрою рукой, кормит тр…». Неплохо.

Кого же она кормит? Змеюка какая-то. «Змея» или «Гадюка». Ни то ни другое к «ТР..» не подходит. Если в ребусе «отгадывается» какое-то длиннючее слово и запятыми ничего не снимается, то скорее всего вы ошиблись, и надо искать отгадку покороче. В 19 веке на Руси зачастую всех змей звали ужами. Поэтому тут тоже скорее всего загадано «уж». Большая буква «ЭН» и «ИК». Всё вместе получается «УЖ ЕН ИК». Так вот кого она кормит – труженика. Переходим к другой строке.

Строка третья

Аж три штуки «асъ». Помните, как дети считают? Один, два, много… Так и тут, три – это уже много. Значит, это множественное число – «АСЫ». Асы у нас так же, как и в первой строке, находятся над чертой, под которой ЧТО. Смотрим, что у нас уже разгадано. А разгадано у нас «мать земля сырая кормит труженик АСЫ НА ЧТО». Труженика-сына она кормит, что.

«И середа И». Что такое «середа»? Это «среда» – день недели. Пока отложим и думаем дальше. Дальше вообще начинается какой-то трэш :) Нарисована девушка, на фоне ночного неба с луной в облаках. Возможно, на берегу какого-то болота в лесу. Снова отложим.

Затем землекоп, с трудом втыкающий лопату в землю и какая-то палка с петлёй и «елый». Значит, в конце какое-то прилагательное. Белый, смелый, загорелый. Если присмотреться, то это не просто петля на конце, а в ней какая-то втулка. Значит, это уже что-то технологичное. В общем, тут уже нужны знания человека 19 века. На картинке нарисован элемент упряжи лошади, называется «ТЯЖ», это такой специальный ремень или верёвка на оглобле, идущий от верхнего конца оглобли к оси переднего колеса для выравнивания хода экипажа. Получается «землекоп тяжёлый», «мужик тяжёлый», «крестьянин тяжёлый». Скорее всего, тут загадан «ТРУД ТЯЖЁЛЫЙ». Идём на следующую строку.

Строка четвёртая

«ИС» прямым текстом, поэтому оставляем. Далее нарисован такой пёстренький плиточный «ПОЛ». Уже знакомая нам конструкция «И НА СО». Я хоть и не рыбак, но на картинке далее изображён какой-то сачок или сак или подсачек. И потом «ЕТъ». Если попытаться сложить всё, что у нас уже получилось разгадать, то получим «труд тяжёлый исполина со…етъ». Сосачокет, сосакет, соподсачекет – не прокатывает. Зато прокатывает «соВЕРШАетъ». Есть такая штука рыболовная – верша. Хотя у автора рисунка странное представление о конструкции верши. Ну да ладно. Может быть, в 19 веке подсачек называли вершей. Итого, «ИС ПОЛ И НА СО ВЕРША ЕТ». Твёрдый знак на конце опускаем. Странное дело, буквы «Етъ» нарисованы стоящими посреди какого-то поля. Это не просто так. Запоним это и будем гадать дальше. Снова тот же жрущий мужик и буквы с запятыми. Это мы уже встречали. «Т(э) АМ Г(э)». Солнце в небе над землёю, видимо, загадан «ДЕНь».

Строка пятая

«ѢТЪ» - это «ЕТ». Что у нас там было на прошлой строке? «Т АМ Г ДЕНЬ ЕТ». Ну, мягкий знак можно опустить. Это всё же знак мягкости впереди стоящей буквы и нужен больше для произношения, а не для написания. Получается «Т АМ Г ДЕН ЕТ». «Там, где нет». Нормально. Далее нарисован Папа Римский. Но не просто Папа. У него циферка IX. Вспоминаем, что мы отгадываем ребус конца 19 века. Какие там папы были в районе 1881 года-то? Оказывается, с 1846 по 1878 годы католической церковью управлял Папа ПИЙ IX. Итак, Пий. Дальше буква Я лежит то ли перед, то ли за, а если непонятно, то значит, внутри букв «ИЦЪ». Получается «ПИЙ Я В ИЦЪ» - «ПИ Я В ИЦ». Не пиявки, а пиявицы. Это ж XIX век! Дальше идёт «Ж(э) АД НЫХ, ЧТО». «Олеговичи» или как сейчас говорят, Ольговичи – это ветвь рода «рюриковичей», в общем, тоже княжеский род. И буквы «НУ». Получается «Ж АД НЫХ, ЧТО РОД НУ».

Строка шестая

Какие-то страшные вампироподобные создания по имени «Ю» сосут кровь у бедной псинки. Неужели загадано «Там где нет пиявиц жадных, что роднуЮ СОСУТ КРОВЬ»? Сильно. Хотя, матерей, которые кормят своих детей мы уже два раза видели. Почему бы не быть и сосущих кровь Ю? Далее земной шар. Это может быть «шар», «земля», «мир». Смотрим пока дальше. «оѣд» = «ОЕД». Буква О надета на букву Б. Непонятно, то ли «Б в О», то ли наоборот, «О в Б». Кстати, да. Буква Б без запятой, как обычно. Поэтому не «Б», а «Бе». Дальше идёт «З», река «По», «Щ» и снова «Ад». А на следующей строке видим «НЫХъ». Всё понятно. «МИР ОЕД О В БЕ З ПО Щ АД НЫХ». «Беспощадных» раньше писали с приставкой «без», так что всё нормально.

Строка седьмая

«И ЦАРИ Тъ». Снова наши любимые буквы с запятыми «С(э) В(э)». Круг какой-то. Опять нужны знания человека 19 века. Вот автомобильное или велосипедное колесо мы бы сразу узнали. А то, что на картинке изображён «ОБОД» от сломанного колеса от телеги – это с трудом. «НЫЙ». Получили «и царит свободный».

Строка восьмая

И снова трудяга-мужик на пашне. Первый копал, этот пашет. Опять слово «труд»? Как мы уже поняли, это стихотворение. Должно рифмоваться с «сосут кровь». Не рифмуется. Зато рифмуется с «кровь сосут». Так что да, это «ТРУД».

Собираем всё вместе

Итак, что же мы имеем?

Снова возвращаемся к третьей строке - к нашей среде и ночи. День недели и ночь. «И (ДЕНЬ) И НОЧЬ…», с этим всё понятно. Непонятно, что делать с девушкой. Она сидит, над ней ночное небо и луна. Ночь мы уже отгадали, поэтому луну и ночь вычёркиваем. Остаётся только «и день и ночь над девушкой». Стоп, какая девушка, мы отвлеклись. Это же мать сыра земля кормит сына, а он и день и ночь НАД НЕЙ (а не над какой-то непонятной девушкой) совершает труд тяжёлый. То есть это не девушка, а «она». И ночь над ней. Логично :)

Собираем стих и смотрим, что где рифмуется, а что нет.

После слова «совершает» явно пропуск, который должен рифмоваться с «над ней». А у нас там в четвёртой строке были буквы «ЕТъ» где-то в полях. «над ней» - «посреди полей». Точнее, «средь полей», чтобы стихотворный размер бился. Ну вот и всё, ребята.

Ответ

Следующий ребус: Ребус 1881 №2