Содержание

Русская тайнопись

История современной русской письменности ведёт своё начало с середины X века, когда на Русь вместе с христианством пришли образцы восточнославянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием и их учениками. Наиболее ранние тексты на Руси с использованием тайнописи (шифрования) относят к XII веку.

Тайнопись была понятна только посвящённым. Сначала по разным причинам она использовалась для зашифровки имени автора. Со временем тайнописью стали пользоваться по политическим, дипломатическим и иным соображениям.

Среди приёмов, использовавшихся при защите текстов, были, и простые моноалфавитные шифры (простая литорея, письмо в квадратах), тайнопись глаголицей, тайнопись греческой азбукой и, кроме того, специальные приёмы письма, например, монокондил. Вот об этих видах тайнописи я здесь и расскажу.

Система "чуждых письмён"

Наидревнейший метод тайнописания согласно имеющимся в руках учёных старым рукописям именовался «иными» или «чуждыми письменами». В них символы кириллицы менялись на символы глаголицы, латиницы, греческой или пермской азбуки.

Использование греческого языка в тайнописании можно объяснить, во-первых, воздействием культуры черноморского побережья, принёсшее приверженность греческому языку, а во-вторых, оживление греко-русских взаимоотношений, которое началось в конце 14-го века.

Латиница же в тайнописании стала распространяться гораздо позднее в связи с усилением влияния со стороны Европы. Широкое использование такого метода тайнописания находят в оставшихся источниках XVI и XVII столетий, что было обусловлено школьной программой преподавания на латинице.

Немного в стороне от всех других азбук как тайнопись стоит пермская. Древнепермская письменность (анбур, пермская или зырянская азбука) — алфавитная письменность, использовавшаяся для записи коми-зырянского и коми-пермяцкого языков в XIV—XVII веках. Её придумал проповедник и просветитель коми Стефан Пермский в 1372 году на основе кириллицы, греческого алфавита и древнепермских рунических символов (пасов). Созданная Стефаном азбука названа по первым двум буквам алфавита (ан и бур). Применялась эта письменность довольно редко, и в XV веке её из-за этого стали употреблять как тайнопись. Но и как тайнопись она использовалась мало, и в XVII веке её полностью вытеснила кириллица.

Система «чуждых письмён» — классический пример шифра замены, а именно его разновидности - прямого кодирования.

Система "изменённых знаков"

За «иными письменами» по распространению следует метод тайнописания, который можно найти в древнерусских письменных памятниках, - это система «изменённых знаков», появившаяся в XIV столетии. Она состояла из 2-х способов видоизменения знаков письма: прибавление начертаний или, наоборот, неполное написание (уменьшение) значка.

Способ, когда написание букв упрощалось до ключевых штрихов, называется «полусловица». Чем проще знак, тем быстрее его было писать, поэтому фактически это была тахиграфия, древний вид стенографии (скорописи). В упрощённом виде изменёнными писали только гласные буквы, а остальные оставались неизменёнными. Такой способ кодирования называется «гласная полусловица» и напоминает арабскую или семитскую письменность, где всё письмо практически состоит из согласных знаков, а гласные либо вообще не отображаются, либо применяются в отдельных местах, чтобы избежать разночтения.

Иногда вместо упрощения буква, наоборот, дополнялась новым элементом, чтобы её было сложнее распознать. Часто писари использовали зеркально отражённые или перевёрнутые знаки, а также буквы из других азбук.

Впервые об этом методе тайнописания сказал учёный М.Сперанский, который увидел его в Смоленском Псалтыре, написанном в 1395 году. Он выяснил, что этот Псалтырь Онежского Крестного монастыря хранился в Церковном археологическом комитете в Архангельске. Его писал монах Лука, который был хорошо образован и знал все виды письменности. В этой рукописи он применил 3 метода тайнописания: изменённых знаков, цифирную литорею и вязь.

Древние писари применяли и метод условной азбуки. Она базировалась на глаголице, латинице, греческой азбуке, в которой шифровщики производили какие-то изменения или дополнения, составляя свою кодовую таблицу, в которой каждой букве кириллицы соответствовал какой-то символ из этих алфавитов. Но можно встретить в старых рукописях и оригинальные условные азбуки, разработанные по какому-то принципу или с совсем вымышленными значками.

Использовали и так называемый "масонский" шифр. Этот метод тайнописания предусматривал замену букв 3-угольной или 4-угольной фигурой, взятой из картинки в виде решётки, состоящей из 2-х параллельных линий, пересекаемых 2-мя линиями под прямым углом. В полученной клетке помещалось по 4 и по 3 буквы в порядке следования алфавита: в тайнописании меняли буквы, 1-ю - на простую угольную фигуру, а следующие буквы - на ту же угольную фигуру с 1-й, 2-мя или 3-мя точками, исходя из места буквы в нём.

Тарабарская грамота

Довольно простой способ зашифровки сообщений — это так называемая «тарабарская грамота». При написании текста в слова между обычными русскими буквами примешивали символы из других азбук. Чтобы прочитать текст, нужно было читать только русские буквы, а остальные непонятные символы пропускать. Такие надписи выглядели приблизительно вот так:

Литорея простая и мудрая

Система замены одних букв алфавита другими буквами этого же алфавита (так называемый шифр замены) называлась литореей.

Литорея простая

В «простой» литорее использовались без изменения все гласные, твёрдый и мягкий знаки, а из согласных букв — зело и фита. Остальные 20 согласных писались в два ряда, по десять в каждом, в порядке алфавита. Верхний ряд согласных букв писался слева направо, нижний — справа налево. Для зашифровки текста согласные верхнего ряда писались вместо согласных нижнего ряда.

При шифровании меняли только согласные, а гласные и остальные, не попавшие в таблицу, оставляли как есть. Получалось что-то типа «словарь → лсошамь» и т.п. Этот шифр легко расшифровывался, поэтому наши предки стали придумывать более изощрённые способы зашифровки сообщений, которые впоследствии историки назвали литореей «мудрой».

Использовались разные способы кодирования, которые могли применяться как отдельно, так и комбинировано.

Цифирная литорея

Счётная (цифровая) система тайнописи основывалась на использовании цифрового значения букв кирилицы - цифири.

Для загадываемой буквы бралось её числовое значение и разлагалось на слагаемые. Затем каждому слагаемому снова находились соответствующие буквы, и уже они записывались. Для разбивки между буквами ставились знаки препинания. Некоторые буквы не кодировались.

Например, порядок расшифровки для картинки вверху такой: НННН→50+50+50+50=200→С, ННРР→50+50+100+100=300→Т, А, ξМ→60+40=100→Р, РРСТС→100+100+200+300+200=900→Ц, У и т.д. В результате получается (хотя не без вопросов) что-то вроде «Старцу Филарефу и брату его Маξиму».

Иногда с арифметикой не заморачивались, а числовое значение букв просто писали словами.

Значковая литорея

В этом способе мудрой литореи некоторые буквы-цифры зашифровывались условными значками. Например, кириллические буквы из разряда единиц заменялись соответствующим числом точек. Буквы из разряда десятков заменялись соответствующим числом чёрточек, сотни заменялись кружками. Чтобы расшифровать написанное, знаки необходимо переводить в числа, а числа в их буквенные обозначения. Например, три точки соответствовали цифре 3 и букве «Г», четыре чёрточки — цифре 40 и следовательно, букве «М», три кружка — цифре 300 и, следовательно, её буквенному обозначению — «Т».

Буквы, не употреблявшиеся в значении цифровых знаков, именно: б, ж, ъ, ь, ы, ю, я, оставлялись на своих местах без изменения; таким образом, то же слово «словарь», написанное мудрой литореей, имеет следующий вид:


В современном варианте для 33 букв можно использовать такую таблицу кодировки:

Текст, зашифрованный подобным образом, разделяли на две равные части и хранили по отдельности. Расшифровать написанное можно было только имея на руках обе части.

Ребята на картинке выше пытаются прочитать зашифрованную фразу «Не спеши языком, торопись делом». На отдельных частях у них это сделать не получится, а только сложив вместе две части.

Риторское письмо

Одной из разновидностей мудрой литореи является тайнопись «в квадратах» или «риторское письмо». В рукописях XVII века преимущественно грамматического содержания в виде ключа к «риторскому письму» помещались таблицы из сорока квадратов, в каждом из которых изображались две разные буквы алфавита. Причём одни буквы были окрашены киноварью (красные), а другие просто чернильные.

Правила этой литореи следующие:

То есть риторская буква А соответствует букве Г обычного алфавита. Поскольку всего квадратов — сорок, стало быть «затаивались» на письме все буквы.

Проще ключ этой тайнописи можно представить в виде двух строк соответствия букв.

Единственный пример применения на практике этой литореи «в квадратах» находится в рукописи Библиотеки Академии Наук из собрания И.И. Срезневского (XVI век), где писец — Матвей Десятый — в послесловии скрыл себя под тремя разными видами тайнописей, в том числе записался и «в квадратах».

Шифры петровской эпохи

В начале XVIII в. архаическая буквенная кириллическая нумерация Петром I была выведена из употребления. Поэтому в шифрах петровской эпохи стали употреблять только индо–арабские цифры, однако некоторые старые графемы продолжали использовать в качестве тайнописи.

Употреблялись как шифробозначения, так и буквенные сочетания. Таким образом, в то время в России использовались однобуквенные, двубуквенные, цифровые и буквенно–слоговые шифры замены. Первые государственные шифры были шифрами простой или взаимно–однозначной замены. Для усложнения дешифровки в шифры вводились «пустышки» — знаки, которые ничего не значили либо обозначали знаки препинания или разделяли слова.

Внешне шифр Петровской эпохи представляет собой лист бумаги, на котором от руки написана таблица замены: под горизонтально расположенными в алфавитной последовательности буквами кириллической или иной азбуки, соответствующей языку открытого сообщения, подписаны элементы соответствующего шифралфавита. Ниже могут помещаться пустышки, краткие правила пользования, а также небольшой словарь, называвшийся «суплемент» и содержащий некоторое количество слов (имен собственных, географических наименований) или каких–то устойчивых словосочетаний, которые могли активно использоваться в текстах, предназначенных для зашифрования с помощью данного шифра.

Вот, например, «цифирная азбука» 1700 г. для переписки Коллегии иностранных дел с российским послом в Константинополе Петром Толстым.

Она представляет собой шифр простой замены, в котором кириллической азбуке соответствует специально составленный алфавит. Здесь же имеются две записи. Первая из них: «Список с образцовой цифирной азбуки, какова написана и послана в Турскую землю с послом и стольником с Толстым сими литеры». Вторая особенно интересна: «Такову азбуку азволнил во 1700 г. написать своею рукою Великий государь по друго диво еси же». Из этого следует, что автором данной цифири был сам Петр Великий.

Очень похожий шифр для переписки И.А. Толстого с князем В.В. Долгоруким сохранился в подлинном письме Петра князю Долгорукому. Копия с этого шифра воспроизведена А.Ф. Бычковым.

Приводит А. Ф. Бычков и зашифрованное этим шифром письмо, написанное Петром I собственноручно. Вот его текст:

Зашифрованный текст читается так: «Поди къ Черкаскому и, сослався з губернаторомъ азовскимъ, чини немедленно съ Божiею помощiю промыслъ надъ тьми ворами, и которые изъ нихъ есть поиманы, тъхъ вели въшать по украинскимъ городамъ. А когда будешь в Черкаскомъ, тогда добрыхъ обнадежь и чтобъ выбрали атамана доброго человека; и по совершении ономъ, когда пойдешь назадъ, то по Дону лежащие городки такожъ обнадежь, а по Донцу и протчим речкамъ лежащие городки по сей росписи разори и над людми чини по указу».

Не тайнопись

Самое интересное, что древнерусские тексты зачастую в своём оформлении имели надписи, написанные без использования какого-либо шифра, но которые прочитать тоже стоило большого труда.

Особенно в этом преуспел такой вид шрифтового оформления как вязь.

Вязь

Если многие надписи вязью читаются довольно легко, то на другие можно потратить гораздо больше времени. Конечно, это не было никакой тайнописью, а скорее показом мастерства художника-писца. Например, на картинке ниже тремя разными древнерусскими шрифтами - вязью (в центре), полууставом и скорописью написаны следующие тексты:

Монокондил

Монокондил — это разновидность вязи. Слово или сразу несколько слов пишутся за один приём, не отрывая пера от бумаги. При этом буквы замысловато переплетаются между собой, появляются лишние соединительные линии. Слова в предложении теряют привычную разбивку и в итоге начертания отдельных букв выделяются с трудом.

Примером монокондила может быть первое слово в титулатуре Петра I.


Интересно, что некоторые надписи, сделанные в друвнерусских книгах, летописях и списках, так и остались «нерасшифрованными», как, например, вот эта из Апокалипсиса 1721 года:

Уж больно художник заморочился, вырисовывая буквы. В современном мире типографии это искусство плетения шрифтов и составления из графем букв шрифтовой композиции слова или надписи называется леттерингом. А в олдскульной андеграунд-культуре это выросло в целое направление шрифтового граффити.

Другие виды тайнописи

Ниже перечислены ещё некоторые виды тайнописи, встречающиеся в древнерусских текстах:

  1. Полусловица
  2. Гласная полусловица
  3. Тайнопись из «Толкования паполитово от чени»
  4. Тайнопись из евангелия (писанного под Вязьмой)
  5. Азбуки Филарета
  6. Тайнопись А.Л. Ордин-Нащокина
  7. Тайнопись В.М. Тяпкина
  8. Тайнопись из рукописи Н.П. Никифорова
  9. Тайнописи Звенигородского колокола
  10. Тайнописное письмо Петра I
  11. Усложнённые алфавиты
  12. Ключ к тайнописи из хронографа XVII века
  13. Ключ к тайнописи из рукописи библиотеки Синодской типографии № 1028
  14. Ключ к «азбуке копцева»
  15. Ключ к «флопяцевской азбуке»
  16. Поморская вязь
  17. Вязь русских знамён
  18. Титулатуры
  19. Акростих
  20. Обратное письмо
  21. Пиратские
  22. Прочие системы

Возможно, когда-нибудь, я и про них тут напишу.

Ссылки