Содержание

Лото

История

Впервые лото появилось в Генуе (Италия) в XVI веке. Игра сразу же получила огромную популярность, но уже через некоторое время была запрещена Венецианским сенатом как азартная.

В России лото появилось только в XVIII веке и сразу вызвало большой интерес, но доступно было лишь для обеспеченных людей. Лишь в XX веке к этой игре смогли приобщиться и другие слои населения. В СССР лото было признано семейной и развивающей игрой.

К сожалению, сейчас, в связи с повальным использованием на досуге телевизоров, домашних компьютеров и смартфонов, классические настольные игры как класс переживают не самые лучшие времена.

Правила игры

Комплект

В комплект игры входит:

Если вы только-только купили набор для игры в лото, и фишки в комплекте с игрой не прилагались, то нужно заранее позаботиться, что использовать вместо них. Обычно используют монетки, но можно и квадратные кусочки бумаги, пуговицы и т.п.

В дорогих наборах бывает даже специальный ящик с ячейками для хранения бочонков. В конце игры бочонки либо укладывают в эти ячейки по номерам, либо выставляют на коновую карту и проверяют, не потерялся ли какой-либо бочонок. Можно для проверки и просто выстроить их в 9 рядов по 10 штук.

На каждой карте в трёх рядах и девяти колонках расположены 15 неповторяющихся случайных чисел по 5 в каждом ряду; разряд десятков цифр соответствует номеру колонки слева, считая с нуля; число 90 помещается в последнюю колонку. Для 30 карт получается 15*30=450 чисел. Эти 450 цифр распределены по всем 30 картам так, чтобы сочетания одних и тех же цифр не повторялись на разных картах, т.е. чтобы одни и те же цифры не встречались вместе дважды, а тем более три раза и больше. И на «правильных» картах числа в одном столбике должны быть отсортированы сверху вниз по возрастанию, а пустые столбики отсутствовать. Тем не менее, очень часто встречаются «неправильные» комплекты карт. Но если об этом не знать, то и так хорошо :-)

Процесс

Играет от двух до 30 игроков. В начале игры игрокам раздаются карты (одна, две или три). В азартном варианте карты «покупают». Все раскладывают карты перед собой.

Один из участников игры - ведущий или «кричащий» (по очереди в каждом круге) громко называет номера или их «синонимы», которые он читает на взятых из мешка «втёмную» бочонках (подглядывать в мешок в момент вытягивания бочонка нельзя, особенно после первой «квартиры»). Ведущий может и сам принимать участие в игре, а может быть и просто «кричащим».

После названия числа «кричащий» выставляет бочонок на свою карту (если сам играет, и у него есть это число) или просто на стол (или на коновую карту). Игроки, у которых есть названное число на карте, закрывают его либо бочонком со стола, либо специальной фишкой.

Выигрывает тот игрок, который раньше закроет все числа либо (по договорённости) один или более горизонтальных рядов на своих карточках.

Игра может быть как «на интерес» (это из тюремного жаргона, то есть на деньги или что-то ещё), так и без интереса. В случае игры на деньги игра считается азартной, поэтому в разное время в некоторых странах даже существовали запреты на эту игру.

Простое лото

Каждый игрок получает по три игровых карточки и располагает перед собой в удобном для себя порядке. Количество игроков ограничивается количеством карточек. Назначается ведущий – игрок, который достает бочонки из мешочка и объявляет номера. Игроки, которым выпал номер или номера, закрывают их фишками. Если игрок закрывает одну из строк на своих карточках, он обязан предупредить об этом других участников игры словом «квартира», после этого ведущий достает из мешочка не более одного бочонка. Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все цифры на одной из карточек.

Короткое лото

Каждый игрок получает по одной игровой карточке. Количество игроков ограничивается количеством карточек. Назначается ведущий – игрок, который достает бочонки из мешочка и объявляет номера. Игроки, которым выпал номер или номера, закрывают их фишками. Если игрок закрывает в любой строке четыре из пяти номеров, он обязан предупредить об этом других участников игры словом «квартира», после этого ведущий достает из мешочка не более одного бочонка. Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все цифры любой строки.

Три на три

Считается самой «азартной» игрой в «Русское лото». Игроки покупают карточки, при этом это необязательно могут быть деньги, главное соблюсти «интерес». Назначается ведущий – игрок, который достает бочонки из мешочка и объявляет номера. Игроки, которым выпал номер или номера, закрывают их фишками. Если игрок закрывает в любой строке четыре из пяти номеров, он обязан предупредить об этом других участников игры словом «квартира», после этого ведущий достает из мешочка не более одного бочонка.

В начале игры покупать можно произвольное число карточек. Тогда шансы выиграть повышаются, но и в случае неудачи потери больше. В случае, если выигрыш происходит одновременно у нескольких игроков, то этот выигрыш делится поровну.

Как играли мы

Мы играли без интереса, но долго. Главное - процесс! Игроки брали из перемешанной колоды по две карты. Тот, у кого была карта с меньшим номером (все карты обычно пронумерованы), начинал «круг» и становился первым «кричащим». Обычно он тоже играл. Он поочерёдно запускал руку в мешочек, доставал оттуда несколько бочонков, и в произвольном порядке выкрикивал номер или заводилку. Довольно быстро выкрикивал, без задержек. Игроки, как ошпаренные, если успевали расслышать и понять, какой номер был назван, закрывали у себя фишками имеющиеся номера.

Вообще, как и в любой игре, в лото есть своя специфическая терминология. Например, мы карты называли «домами», а линии - «этажами». Номер карты - это номер «дома». Например, на картинке сверху «дом №13». Конечно же, все дома были одинаково трёхэтажными и с 15 жилыми квартирами и 12 пустыми.

Как только у кого-то из игроков на одном из рядов (этажей) оказывалось закрыто 4 квартиры (то есть оставалось одно незакрытое число), он кричал «Квартира!». После этого ведущий доставал бочонки из мешочка уже строго по одному. Это немного замедляло процесс, что давало возможность играть более внимательно.

Далее играли, пока у одного из игроков полностью не закрывался этаж (то есть горизонтальный ряд из пяти чисел). Этот игрок считался первым выигравшим. Если этаж закрылся одновременно у нескольких игроков, то они все считались одновременно выигравшими. Вторым выигравшим считался тот, кто закрыл полностью весь дом (все три этажа на одной карте, то есть вся карта полностью). Ну и третьим выигравшим становился тот, кто заполнил оба дома.

После третьего выигравшего можно было и закончить, но обычно доигрывали до последнего бочонка. На последнем бочонке обычно выяснялось, что кто-то «проморгал», то есть не закрыл у себя выпавший ранее номер. Начинались разборки, типа «где бочонок?», «ты не называл!» и т.п. Если выяснялось, что какого-то бочонка вообще нет (потерялся) или какой-то из номеров не заполнен ни у кого (то есть ведущий ошибся и назвал его неправильно), то пересчитывали бочонки и переигрывали кон.

После первого кона все бочонки вновь собирали в мешочек, старые карты откладывались в сторону или перемешивались и сдавались заново. Назначался новый ведущий - следующий «по кругу» (то есть по часовой стрелке) и начинался следующий кон. И так шли по кругу, пока каждый игрок не побывал в роли ведущего «крикуна». На этом круг заканчивался.

В зависимости от настроения и количества игроков, могли играть несколько кругов, а могли даже не закончить первый. Наконец, в какой-то момент игра считалась завершённой. Кто больше раз выигрывал (становился первым, вторым или третьим выигравшим), тот и признавался победителем. Типа «Сегодня победил Вася» :-)

Названия чисел на бочонках или Заводилки

Почти все числа на бочонках имеют специальные названия. Часть из них традиционные для данного числа (например 12 - дюжина, 13 - чёртова дюжина), часть позаимствована из карточных игр (21 - очко), но в основном все названия как-то ассоциативно связаны со своим числом. Ниже я постарался собрать воедино «заводилки» для чисел. В основном это народное творчество, но многие из них были придуманы и введены в современный игровой оборот бессменным ведущим программы «Русское лото» Михаилом Борисовым. Какие-то уже устарели.

  1. единица; кол; копейка; рупь; Пётр Первый; «Один дома» (фильм)
  2. пара; неуд; гусь; лебедь; два сапога — пара; «Опять двойка»
  3. трое; на троих; Троица; крендель; алтын
  4. стульчик; хорошист
  5. пятёрка; отличник
  6. Антон Павлович Чехов («Палата №6»); точка внизу, 6; шаха
  7. топор; топорик; кочерга; кочерёжка; 7 чудес света
  8. 8 марта; Женский день; матрёшка; кольца; обручальные кольца; снеговик
  9. День Победы (9 мая); точка внизу, 9
  10. часовой; червонец; бычий глаз
  11. барабанные палочки; первый раз в первый класс
  12. дюжина; Шекспир «12-я ночь» (пьеса)
  13. чёртова дюжина
  14. День Святого Валентина (14 февраля); Олимпиада в Сочи (в 2014 году)
  15. «Пятнадцатилетний капитан» (роман Жюля Верна)
  16. «где мои семнадцать лет» (цитата из песни Вл.Высоцкого); Штирлиц (фильм «17 мгновений весны»)
  17. в первый раз
  18. «Лебединое озеро» (балет Чайковского)
  19. очко
  20. утята; «Гуси-лебеди» (русская народная сказка); утя-утя
  21. два притопа, три прихлопа (фразеологизм)
  22. день и ночь — сутки прочь (24 часа в сутках); гусь на стуле
  23. опять двадцать пять
  24. комиссары (26 бакинских комиссара)
  25. гусь с топором; Новый Завет (27 книг); куб в кубе
  26. 28 - сено косим
  27. високосный год (29 февраля)
  28. 30 лет, а ума нет
  29. с Новым годом! (31 декабря)
  30. три притопа, два прихлопа
  31. богатыри (33 богатыря); кудри
  32. температура (36,6 нормальная);
  33. Петровка 38; 38 попугаев
  34. Ветхий завет (39 книг)
  35. Али-баба (и 40 разбойников); [40 лет] бабий век
  36. 41 - ем один; «4 танкиста и собака» (фильм)
  37. сороковые роковые
  38. Сталинград (битва 1943 год)
  39. стульчики; 44 весёлых чижа (стих Хармса)
  40. 45 - баба ягодка опять
  41. 47 - баба ягодка совсем; серебро (атомный номер серебра в таблице Менделеева)
  42. 48 - сено косим; 48 - половинку просим
  43. полста; полтинник
  44. «великолепная пятёрка и вратарь» (цитата из песни «Трус не играет в хоккей»)
  45. колода (52 карты в полной колоде)
  46. холодное лето 53-го (1953 год); смерть Сталина
  47. пенсионерка (возраст выхода женщин на пенсию, уже не актуально, сейчас в 60 лет); перчатки (по пять пальцев); варежки; Пётр Петрович; собачьи уши
  48. оттепель (1956 год)
  49. спутник (1957 год)
  50. пенсионер (60 лет - возраст выхода мужчин на пенсию, уже не актуально, сейчас «пенсионером» надо 65 называть)
  51. Гагарин (1961 год полёта)
  52. Терешкова (1963 год полёта)
  53. шахматы (количество клеток на шахматной доске)
  54. валенки; девяносто девять (всего 90 бочонков, поэтому 99 нет, а есть только 66)
  55. туда-сюда; тяни-толкай; перевёртыши
  56. топор в озере; юбилей (хотя юбилеем правильнее было бы называть 50)
  57. семь пятниц на неделе
  58. топоры; топорики; Семён Семёныч
  59. золото (атомный номер золота в таблице Менделеева)
  60. бабка; бабушка; Олимпиада в Москве
  61. бабка с клюшкой; девушка с веслом
  62. бабушка надвое сказала
  63. перестройка (1985 год)
  64. матрёшки; крендельки; калачики; бабушки; снеговики; муравьи
  65. дедушкин сосед
  66. дед

Когда выпадает 90 «дед» (или 80 «бабка»), то говорят так: «Дед! Сколько деду лет?» и вытаскивают следующий бочонок. «Ага, деду (столько-то) лет!» Если при этом выпадает бочонок с маленьким числом, то получается довольно смешно. Аналогично с «бабкой» :-)

Если же ведущий забыл, как назвать число, или специфического названия нет, то можно просто сказать «Квартира №54». Творческие «крикуны» даже целые истории иногда придумывают, связывая несколько чисел между собой в процессе вытягивания бочонков. Например, «Семён Семёныч (77) письмо принёс в квартиру №54 (54), а там бабка (80) сидит, на стульчике (4) и смотрит Лебединое озеро (20)!..» ну и так далее :-)

Когда в лото играют фанаты спорта, то вместо «классических» названий номеров можно частенько услышать фамилии спортсменов. Например, десятку могли называть и Фёдор Черенков, и Пеле, и Марадона, 17 - Харламов, 66 - Уэйн Гретцки (он на самом деле играл под номером 99) или Марио Лемьё.

PS: если кому-то мало таких названий и хочется придумать что-то новенькое, то можно обратиться к дитлоидам, из них можно ещё почерпнуть идей для числовых ассоциаций.

Ссылки