Содержание

Роспись и живопись

Страница в процессе разработки, поэтому для некоторых видов росписи и живописи есть только заголовки :)

Роспись

Роспись - это искусство декорирования кистью и красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Живопись пространственно отражает на холсте окружающий мир. Роспись же более проста, символична, осязательна и неотъемлема от украшаемого изделия. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей росписей. Вот некоторые из них.

Архангельского края

Архангельский край богат на разные виды росписей. Ниже перечислены росписи Архангельского края, представленные на этой страничке:

Вологодские

Нижегородского края

Борецкая

Борецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Одна из северодвинских росписей. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи — село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Великоустюжская

Еще в XVI веке Великий Устюг стал крупным торговым центром. В период расцвета город был известен уникальными видами народного искусства. Одним из таких видов стала роспись по дереву и бересте. С XVII века многие живописцы из Великого Устюга работали по вызову в Москве на царских заказах. Так в 1669 году художники из Устюга писали травы в Коломенском дворце, поэтому таких художников называли «травниками».

В Устюге была своя школа иконописи. Художники писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Расписывали бытовые предметы, как и иконы, яичной темперой. В отличие от иконописных заказов, где художники должны были точно следовать установленным церковью канонам, при росписи бытовых предметов они рисовали все, что хотели: что видели вокруг себя и что поражало их воображение. В основе великоустюжской росписи лежит растительный орнамент. Главный элемент в этом орнаменте — незаменимый цветок тюльпана.

В традициях великоустюжской росписи доминирует золотистый или белый фон. Цветовое решение — охристо-желтый, красно-коричневый, зеленый — синий. черная графика. В росписи выделяется три вида: сундучная, коробеечная (менее детальная и объёмная), сложноорнаментальная роспись (многоцветное узорочье беспокойных, динамичных орнаментальных композиций, составленных из переплетающихся стилизованных цветов и трав).

(фотографии с сайта https://store.russianarts.online)

Верхнеуфтюжская (Уфтюжская)

Владимирская

К сожалению, до наших дней не сохранились произведения древнерусского искусства росписи по дереву, какой она была на древней Владимирской земле. В 70-х годах объединившиеся кустари-одиночки создали фабрику «Владимирские узоры», где сегодня возрождаются старинные ремесла и роспись. Мастера стали искать свою манеру письма на основе глубокого изучения белокаменной резьбы владимирских соборов, старинных деревянных домов, причудливых орнаментов мстёрской вышивки. На этой основе появилось новое направление в росписи деревянной посуды – владимирская роспись. Ее преобладающими цветами стали бежевый, черный, красный, зеленый, а элементами росписи – ягодно-фруктовый орнамент (владимирская вишня, рябина, крыжовник, барбарис, яблоко, груша и т.д.).

Отличительной особенностью владимирской росписи можно назвать несколько тонкостей в технике, делающих изделия непохожими ни на какие другие. Мастера стараются показать красоту натуральной текстуры дерева, выполняя роспись на фоне оставленных неокрашенными фрагментов дерева. Используется уникальная, присущая только владимирским мастерам техника тампонирования, позволяющая на фоне наложенного рисунка раскрыть объем. Это – оригинальная роспись на основе «тычка» и «оживки» с включением в композицию цветного орнамента.

Волховская и шугозерская

Волховская роспись — художественная роспись по дереву, бытовавшая на территории современного Волховского района Ленинградской области, в поселениях на берегах р. Волхов. (бывш. территория Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии). Является одним из возрождённых в наши дни народных художественных промыслов Ленинградской области.

Росписью в основном занимались в деревнях на правобережье р. Волхов в местности под названием Спасовщина. Центрами по производству прялок были деревни Сырецкое, Славково, Верховина. Известны имена наиболее известных мастеров-живописцев: Василий Дмитриевич Кораблев-Шустов (д. Сырецкое, 1834-1939), Василий Иванович Хайдуков и Иван Федоров Гаврилов (д. Славково).

Наиболее ранние изделия, сохранившиеся в музейных коллекциях, датируются 1880 годами.

Главная особенность волховской росписи — градиентный мазок с тонкими переходами от одного цвета к другому: на кисть наносится не один, а сразу два цвета и более. При нанесении один цвет «переходит» в другой, создавая эффект игры солнечного света на растительных элементах (листьях и лепестках). Для волховской росписи характерен яркий орнамент с центральным элементом — розаном, окружённом листьями. Волховский розан хорошо узнаваем благодаря градиентному мазку и насыщенным цветам. Расписывались в основном прялки.

Вятская

Вятская роспись по дереву и бересте — роспись клеевыми или гуашевыми красками, родом из Вятки.

История вятской свободно-кистевой росписи до сих пор таит в себе много неразгаданного. Вроде, все знают про вятских отходников, роспись вятская маховая имеет чёткие стилистические отличия, многие музеи России хранят образцы росписи вятских красильщиков. Вот только широкой известности она так и не получила именно по той причине, что делали её отходники. Дома-то расписывали в соседних губерниях, и поэтому наиболее значительное количество образцов находится теперь «по месту прописки» росписей, т.е. в соседних областях. И называют зачастую эти росписи прикамскими, уральскими, вологодскими, архангельскими, а на деле они – самые настоящие вятские.

С 1972 года под руководством НИИХП (художник Бабаева А.В., искусствовед Барадулин В.А.) восстановлена традиционная вятская роспись с растительным орнаментом.

Гаютинская

Гаютинская роспись — это хоровод цветов на алом фоне, каждый лепесток, каждая точка имеют сокровенный смысл. Яркая и жизнеутверждающая, эта роспись зародилась на севере Ярославской области, в Пошехонском районе, и украшала предметы быта, преимущественно прялки. Истоки росписи идут из села Гаютино, расположенного на границе с Вологодской областью. А заинтересовались ею в конце 60-х годов ХХ века, когда экспедиция из Загорского музея-заповедника обследовала территорию вокруг Рыбинского водохранилища и обнаружила старинные прялки, расписанные необычным образом.

Гжельская

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Добыча глины в этом районе ведётся с XVII века. Вначале блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда, производимая из местной глины, расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия стали расписывать только синей краской - это стало фирменным стилем гжели, узнаваемым во всём мире.

Глубоковская

Городецкая

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Гуслицкая

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица — так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П. Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи — сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

Жостовская

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.

Каргопольская

Карельская

Кемеровская

Киевская

Кичменгско-Городецкая

Курская

Липецкая

Междуречья

Мезенская (Палащельская)

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в Архангельской области. Центром возникновения считают село Палащелье на реке Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета. Классический вариант - на охристой поверхности (обычно незагрунтованное дерево) террактовая (красная) роспись с чёрными оживками. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Нижнетагильская (Тагильская)

Нижнетоёмская

Онежская (Олонецкая)

Павловская

Пермогорская

Пермогорская роспись - русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Развит в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье. Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы Сирин. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом. Круг расписываемых предметов велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.

Петербургская

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на чёрном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга — города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX — начале XX века на чёрном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Петриковская

Пижемская

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и её притоки Цильма, Пижма и другие — места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками — красной, зелёной, жёлтой, чёрной. Основна пижемской росписи — это геометрический орнамент, выполненный чёрной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зелёной краски.

Полхов-Майданская

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан. Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, красный шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарёй на небе.

Поморская

Пучужская

Ракульская

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящем на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей — богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами. В росписях Ракулки доминируют, как правило чёрный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зелёный и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается чётким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы — виньетки и прожилки исполняются чёрным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Семёновская

Северодвинская

Северодвинская роспись — одно из крупнейших направлений русской росписи. Роспись включает в себя влияние архаичного крестьянского, языческого искусства и мотивы соседней Северной Европы. Каждый из подвидов росписи включает множество элементов-символов. А композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.

Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используемые мотивы и символы: древо жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка… Роспись напоминает северное лето — короткое, долгожданное и очень тёплое.

В основном северодвинской росписью украшались прялки. Лопасть прялки делилась на три области в соответствии с представлениями об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.

Сергиево-Посадская (Загорская)

Урало-Сибирская

Устюжская

Харовская

Хохломская

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо-оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Шекснинская золочёнка

«Шекснинская золочёнка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золочёнкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй её основан на сочетании красного, золотого и чёрного цветов, традиционных для древнерусской иконописи. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

Шенкурская

Живопись

Мстёрская

Палехская

Федоскинская

Холуйская

Ссылки